Памятью о той давней «неувязочке» остался характерный изгиб этой линии метро в районе станции «Спортивная» и погибающий ныне чудо-мост, который возвели второпях с нарушениями строительной технологии. Откровенно говоря, я в эту историю особо не верил, но несколько вещей заставляют задуматься, возможно, какая-то доля правды во всем этом есть.
Тайны московских подземелий
Каждый день миллионы москвичей все торопятся и бегут куда-то, в буквальном смысле слова не смотря под ноги и не задумываясь о том, что обычный столичный люк может оказаться входом в другой мир. Еще пару лет назад я и сама не поверила бы в это, пока не познакомилась с представителями движения диггеров и не осуществила вместе с ними несколько вылазок туда, в катакомбы подземного мира.
Московские диггеры
Во времена Английской буржуазной революции диггеры, или “истинные левеллеры”, под предводительством Джеральда Уинстэнли боролись за установление всеобщего равенства и ликвидацию частной собственности на землю. Они и не могли предположить, что их именем будет названо одно из интереснейших и необычных направлений “подземной деятельности” новейшего времени. Ведь сегодня диггеры — это исследователи рукотворных подземелий, подземных сооружений и коммуникаций.
Руководителем и родоначальником московских андеграундных “копателей” является Вадим Михайлов. Его организация получила название “Диггер-Спас” и после многолетних конфликтов с властями в 2000 г. приобрела статус структурного подразделения МЧС. Вадим стал диггером неслучайно. Этому предшествовала одна небезынтересная история из его детства:
— Когда мне было 12 лет, мы с друзьями из соседнего двора любили залезать в старый подвал заброшенного дома, находившегося неподалеку. Мы изучали его постепенно и однажды обнаружили лестницу, ведущую глубоко вниз. Спустившись по ней, попали в длинный темный коридор, по стенам которого стояли высокие полки. На них располагались небольшие сосуды, в которых были заспиртованы странные существа (как выяснилось позднее, в подвале размещалась часть не до конца вывезенного склада Института океанологии). Мы шли как завороженные по этой “кунсткамере”, разглядывая уродцев в банках, а затем, пораженные и одновременно вдохновленные увиденным, поклялись друг другу при свете газетных факелов, догоравших у нас в руках, что создадим такую экспедицию, которая будет исследовать подземные трущобы цивилизации.
Вадим исполнил свою клятву, собрав вокруг себя единомышленников и положив начало проведению подземных исследований. К данному моменту “Михайловским” диггерам уже удалось открыть в городском подземелье 12 уровней и 24 подуровня. Что же кроется за этими цифрами?
Московские подземелья
Уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий — это не только одна из самых темных, но и одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Подземные катакомбы города начали строить чуть ли не с самого его основания. Однако создание значительных лабиринтов и тоннелей принято относить к XV веку, эпохе правления Ивана Грозного. Вадим Михайлов рассказывает, что правитель “изрыл всю Россию вдоль и поперек”. Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов. Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нем могут быть скрыты многие клады наших предков.
Отряд Михайлова исследует сети древних крепостных подземелий Кремля и Китай-города, подземные ходы Боровицкого холма (под домом Пашкова), Чертолья, Храма Христа-Спасителя, монастырей Москвы — Новодевичьего, Симонова, Донского, Чудова и других, обширные комплексы старинных хозяйственных подвалов Солянки и Замоскворечья. Однако до сих пор не обнаружены древние подземные ходы под Москвой-рекой, о которых упоминается в исторических документах. Известно, например, что в XVII веке по повелению царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев неоднократно предпринимал попытки строительства хода под рекой. Первые закончились неудачей, однако затем мастеру-мужику вдруг было пожаловано дворянство, небывалая честь по тем временам. Про тоннель под рекой в тот период ни слова больше не упоминалось.
Тем не менее, различные источники утверждают, что система в Москве существует, соединяет Московский Кремль и другие государственные учреждения с правительственными и военными бункерами (многие из которых находятся в дальнем Подмосковье) и служит в первую очередь для эвакуации и сообщения в случае ядерной войны.
Как диггеры проникают в Метро-2?
Московские диггеры в буквальном смысле «на крючке» у спецслужб. Некоторые любители тоннелей признаются, что за ними следят, прослушивают телефоны, мониторят активность в интернете. Всё дело в том, что опытный диггер — головная боль для охраны секретных объектов. На охраняемые ветки Метро-2 пронырливые экстремалы тоже умудряются попасть.
Обычно диггеры просачиваются внутрь объектов через вентиляционные шахты. Однако Метро-2 почти не имеет таких шахт. Два известных лаза — на «Кропоткинской» и «Арбатской» — охраняются. Рядом сидит человек, который якобы следит за парковкой. Как только диггер останавливается возле шахты, охранник грубо отгоняет любопытного и кому-то звонит.
Подземный бункер на глубине 250 километров
Подземные тоннели Метро-2 — ядерное бомбоубещиже. В случае, если на Москву полетят ракеты, начинённые смертоносными зарядами, раздастся сигнал «АТОМ». Метрополитен превратится в единственное средство спасения от радиации. Однако обычные линии предназначены для простых людей. Влиятельные политики и бизнесмены направятся в другое метро.
Считается, что Метро-2 состоит из нескольких уровней и проходит под московским метрополитеном. Самая глубокая точка спрятана под 250 километрами земли и коммуникаций. Ветки, проложенные на разных уровнях, соединяются где-то рядом со станцией «Спортивная». Все они начинаются на Красной площади.
Карта Метро-2, опубликованая в «Military forces in transition. Department of Defence. 1991»
Есть в Подмосковье два интересных места. Это военный городок Власиха (он же Одинцово-10). Там в 58—64 построен командный комплекс РВСН с 4-ярусным бункером и резиденция их командующего. В 1986—87 построили новый 12-ярусный бункер в двух км от старого.
Линия “Кремль – Рублевка”
Начиная свой путь у кремлевских стен, пройдя мимо бывшего здания Совета Министров СССР, подземная магистраль ныряет под Кутузовский проспект. Проходя через бункер в гостинице “Украина”, трасса уходит к Киевскому вокзалу, где находится еще один бункер.
Далее ветка делает поворот, идет вдоль Бережковской набережной и доходит до парка Победы. Под этим комплексом в 80-х было построено крупное бомбоубежище Сил гражданской обороны.
Проходя мимо “ближней” дачи Сталина в Кунцеве, линия Метро-2 закономерно устремляется к Рублевскому шоссе. По словам очевидцев, правительственное метро находится там очень близко к поверхности.
Проходя под домом бывшего президента РФ Ельцина, где находится еще один бункер, подземная ветка уходит в сторону Барвихи. Движение по этой ветке Метро-2 одностороннее. В сторону, противоположную предполагаемому атомному взрыву. По слухам, строительство этой части подземной магистрали продолжается до сих пор.
Линия “Кремль – Пансионат “Бор“
По слухам, проникнуть на эту ветку можно через тот самый таинственный переход на «Третьяковской», которые многие из нас видели. Являясь одной из новейших линий секретного метрополитена Москвы, она также и самая длинная в мире. Протяженность ветки составляет 70 км. В случае ядерного взрыва эта дистанция якобы позволит менее чем за час покинуть самую опасную зону у его эпицентра.
Начинаясь, как и все остальные станции, под Красной площадью, ветка устремляется в южном направлении. Пройдя под Симферопольским шоссе, подземное метро уходят за черту города. На сегодняшний момент конечная станция находится в огромном правительственном пансионате “Бор”. Местные жители считают, что бункер военных находится прямо под оздоровительным учреждением.
Однако по некоторым данным, секретный метрополитен тянется еще дальше. Есть версия, что на сегодняшний момент тоннель прорыт до поселка Вороново в 40 км от Москвы, где находится временно законсервированная и заброшенная система военных бункеров.
Сегодня открытых сведений о Метро-2 мало. В середине XX века строительство тоннелей постоянно давало о себе знать. Например, в ноябре 1954 года под землю ушёл один из корпусов фабрики «Красная Роза». Событие отнесли к вражеской диверсии, объект тут же закрыли.
1 линия: в бункер и аэропорт
Аэропорт «Внуково», до которого в теории можно доехать на Метро-2
Эта часть подземной трассы начинается в Кремле и достигает почти 30 км в длину.
Она проходит под зданием Министерства обороны, возле которого может располагаться «Центральная» станция Метро-2, под Арбатом и Фрунзенской набережной.
Здесь линия раздваивается: одна ветка направляется в правительственный аэропорт Внуково-2, а вторая идет в бункер в Раменках на 15-20 тыс. человек.
Этот бункер называют настоящим подземным городом, который в теории может автономно существовать 30 лет — он понадобится лидерам страны в случае войны с использованием ядерного оружия.
2 линия: проходит под Рублевкой
Рублевское шоссе, под которым может проходить Метро-2
Вторая линия Метро-2 может нырять под Кутузовский проспект и уходить к Киевскому вокзалу, рядом с которым находится еще один защитный бункер.
Дальше линия поворачивает к Бережковской набережной и идет прямо в парк Победы — здесь есть большое бомбоубежище.
Метро-2 проходит под Рублевским шоссе и уходит в сторону Барвихи.
По слухам, эта линия проходит под дачей Ельцина, и ее строительство продолжается до сих пор.
Система малоизвестна, т. к. не является правительственным метро, то есть не перевозит высших госчиновников (в том числе и Ельцина) в мирное время. Основная функция — готовность к эвакуации.
Линия 1. Метро2
Сдана в эксплуатацию в 1967 году (предположительно, что какая-то часть была пущена раньше). Длина 27 км. Станции: Кремль Библиотека им.Ленина (для эвакуации в подземный город в Раменках всех читателей, находящихся в момент сигнала «Атом» в залах; может быть, Кремлевская станция и Библиотека — это одна и та же станция) Желтый дом с башенкой на Смоленской площади проекта академика Жолтовского (это особенный дом, в нем входы в 2 системы метро:
на Филевскую линию и в Метро-2, из-за лифтов на станцию Метро-2 в этом доме пошли легенды о таких станциях чуть ли не под каждым номенклатурным домом в Москве) бывшая резиденция первого и последнего Президента СССР на Ленинских Горах подземный город под Раменками (макс. вместимость 12 000—15 000 жителей) с пешеходным тоннелем до главного здания МГУ (вход у КПП зоны Б)
Академия ФСБ и Институт криптографии, связи и информатики ФСБ России (огромное кирпичное здание при въезде в олимпийскую деревню.
В одной из изредка открытых створок ворот в здании можно увидеть далеко вниз уходящий длинный коридор, освещаемый по бокам небольшими светильниками) Академия Генштаба запасной выход где-то в Солнцево правительственный аэропорт Внуково-2 В книге «Московский Метрополитен» 1954 года описывается пятая очередь строительства метро. Если с Щербаковским (теперь Рижским) радиусом все ясно, то продолжение Фрунзенского радиуса ставит в тупик. Описана так и не реализованная версия с тоннелем под Москвой-рекой.
Протяженность участка 6,5 км. «Фрунзенская» находится по плану там же, где и сейчас. «Усачевская» либо стала «Спортивной», либо должна была находится ближе к Большой Пироговской. «Лужниковская» должна была быть у входа на стадион в Лужниках на Hоволужнецком. Hаземные вестибюли «Ленинских Гор» были запланированы на склонах Воробьевых гор и со стороны Воробьевского шоссе (ул.Косыгина). «Университет» запланирован рядом с главным зданием МГУ.
В 1957 и 1959 все построили по-другому. Существует неправдоподобная история о том, что к молодежному фестивалю 1957 года сооружали ветку от «Парка культуры» до «Университета». В духе решений Хрущева об удешевлении строительства проектировщики решили проложить часть пассажирской трассы по уже построенному к тому времени тоннелю Метро-2 первой линии.
Изменение проекта секретного метро
Казалось бы, есть готовый тоннель, прорытый под Москвой-рекой, значит, не понадобится тратить время и деньги на постройку нового перехода через эту водную преграду. Но в самый последний момент «компетентные органы» сказали решительно: нет! И пришлось пороть горячку, меняя проект, уводя новую трассу метро в сторону и сооружая метромост со станцией «Ленинские горы».
Памятью о той давней «неувязочке» остался характерный изгиб этой линии метро в районе станции «Спортивная» и погибающий ныне чудо-мост, который возвели второпях с нарушениями строительной технологии. Откровенно говоря, я в эту историю особо не верил, но несколько вещей заставляют задуматься, возможно, какая-то доля правды во всем этом есть.
Первоначально «Университет» хотели построить рядом с ГЗ МГУ. Hо ведь первая линия Метро-2 как раз под ГЗ проходит, точнее, через 3 подвал или уровень-3, там, где стоят криогенные установки для генерации жидкого азота для заморозки грунта. Вход через КПП зоны Б главного здания.
Кстати, в первом подвале почти точно под КПП зоны Б есть дверка с кодовым замком и телекамерой. По данным американского DIA (Defence Intelligence Agency), станция Метро-2 первой линии находится под бывшей резиденцией первого и последнего Президента СССР (Горбачева) на Ленинских Горах, а это точно то место, где была запланирована станция «Ленинские Горы».
Скорее всего, были разработаны проекты тоннелей и станций глубокого заложения. Затем Хрущев приказал резко удешевить строительство. Тогда и возвели чудо-мост, в котором соли больше, чем бетона. И изгиб с подъемом после «Спортивной» появился. А вот уже в 60-х, когда бункер в Кунцево и первую линию Метро-2 стали строить, тогда старые проекты и подняли.
Какой смысл дублировать работу? И неспеша тоннель забабахали по старым проектам, но уже однопутный. Если ехать от «Спортивной» к «Университету», то слева по курсу после «Спортивной» вначале видно перегон, соединяющий путь, по которому вы едете, с противоположным. Затем вы видите ответвление влево по ходу поезда.
Официально это оборотный тупик, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается. Сам тоннель в итоге упирается в стальные ворота.
Есть в Подмосковье два интересных места. Это военный городок Власиха (он же Одинцово-10). Там в 58—64 построен командный комплекс РВСН с 4-ярусным бункером и резиденция их командующего. В 1986—87 построили новый 12-ярусный бункер в двух км от старого.
Линия 3
Cдана тоже в начале 87 года. Длина 25 км. Начинается от Кремля, потом Лубянка(может быть, есть станция у Большого Театра, т. к. из фонтана на пл. Театральной можно было залезть в тоннель ), штаб ПВО Московского военного округа на Мясницкой, 33 (находится по соседству с общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37, которая в свою очередь имеет автомобильный туннель к даче Сталина в Кунцево. Во время войны на станции «Кировская» находились отделы Генерального Штаба и ПВО’шники. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной. После войны еще долго уничтожали следы этой деятельности. Под станцией и зданием на Мясницкой, 33 был построен новый бункер для штаба ПВО) и ЦКП ПВО (и там же Главный Штаб ВВС и ПВО) в поселке Заря Балашихинского района, где находится военный городок с 20 000 жителей.
Линия проходит параллельно шоссе Энтузиастов и через Измайловский парк. Скорее всего, имеет станцию рядом с «Красными воротами» (эта под вопросом, но огромный сталинский бункер там точно есть — с лючным выходом на платформу «Красных ворот»).
Людей, работающих в бункере п. Заря, называют «кротами». А еще — «шахтерами». Каждый день они заходят в неприметный с виду кирпичный домишко и на скоростных лифтах спускаются на глубину 122 метра. Последняя проверка документов, автоматчик рядом с небольшим пограничным столбиком, массивные железные двери, захлопывающиеся автоматически при первой же опасности, — и наши герои оказываются на одном из самых секретных военных объектов России. Этот подземный город — Центральный командный пункт (ЦКП) войск ПВО, святая святых нашей оборонной мощи. Попасть сюда не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные гости. Для любой экскурсии необходимо личное разрешение министра обороны. Зарываться в землю нашим военным партия приказала еще в 1958 году. Все Главные штабы и ЦКП в срочном порядке стали переносить в ближайшее Подмосковье. «Холодная» война в любую минуту могла превратиться в ядерную, и первые же бомбардировки столицы могли оставить армию без «глаз», «ушей» и «языка». Чтобы этого не допустить, решили срочно закопать в землю все самое ценное и уже из мощных бункеров руководить войсками. Подземный город строили : уже в году первые «кроты» справили новоселье. За это спасибо маршалу Советского Союза Павлу Батицкому и метростроевцам — именно их пригласили для выполнения важного задания Родины. В городе-бункере предусмотрено все, чтобы пережить конец света: собственные энергетические установки, системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация, запасы продовольствия. Говорят, есть даже места, где можно с комфортом и на белом белье выспаться. Даже женщины, которые тут работают, на условия особо не жалуются. Транспортная проблема в «городе», построенном на 1100 человек, тоже решена. К услугам персонала четыре лифта — два пассажирских и два грузовых.
Линия 4
Информация про нее почти вымышленная. В бюджет России 1997 года была заложена сумма на ее строительство. Причем этот факт вызвал скандал и разбирательство в Конгрессе, т. к. должны были строить за счет американских кредитов. Будет начинаться в районе «Смоленской» или Косыгина, как ответвление от первой линии, затем под Парком Победы (где будет использовать инфраструктуру совместно с запланированной веткой обычного метро) в новый бункер ГО на Рублевском шоссе, 48 — рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре. Потом санаторный/бункерный комплекс в Барвихе.
Вся система ранее находилась в ведомстве 15 управления КГБ (подземщики). Это управление впоследствии перешло под крыло ФСБ. К Управлению Делами Президента, которым руководит П. Бородин, отношения не имеет. Строил и строит его ящик, куда вербуют людей из обычного метростроя. А живут они, как я уже писал, в Одинцово.
Система малоизвестна, т. к. не является правительственным метро, то есть не перевозит высших госчиновников (в том числе и Ельцина) в мирное время. Основная функция — готовность к эвакуации. Кроме того — хозяйственные перевозки: грузы, обслуживающий персонал и т. п.
Вся система однопутна (глупо строить 2 пути, т. к. даже в случае сигнала «Атом» — эвакуации на случай атомной войны или еще страшного — весь поток движения направлен в одну сторону). В отличие от обычного метро, вентиляционные шахты из тоннелей отсутствуют. Строительство велось закрытым методом, причем без промежуточных шахт (как тоннель под ). Контактный рельс на дальних перегонах не используется — только на центральных. Один из метросоставов второй или третьей линий состоит из 4 вагонов — по концам два контактно-аккумуляторных электровоза «Л», в центре 2 салон-вагона с занавесочками Еж6, изготовленных на базе серии Еж3 с новыми узлами от . Состав проходил плановый ремонт в метродепо «Измайлово» в начале .
Есть еще информация про вагоны от одного информированного товарища из управления Московского Метрополитена. Все это выпущено между 1986 и 1987 годом в Мытищах, как раз когда построили 2 и 3 линию :
Для перевозки хозяйственных грузов используются прицепные платформы или МК 2/15.
Тоннели под станции сделаны из тюбингов в 1.5 раза больше, чем тоннельные. Напоминают путевой зал (треть) обычной станции глубокого заложения. Исключение должны составлять станции под библиотекой им. Ленина, Кремлем и Раменками.