- В России начался параллельный импорт. iPhone и iPad никто не завозит
- Санкции Apple
- Дополнительная ответственность никому не нужна
- «Перед нами открываются перспективы найти новых контрагентов»
- Малый бизнес зовут к сотрудничеству
- Стоит ли опасаться дефицита техники
- Что означает возврат параллельного импорта для автомобилистов
- Что будет с гарантией на ввозимые «параллельно» автомобили
- Параллельный импорт автозапчастей частично решит проблемы
- Какие товары вошли в список
Вспомните, как выглядят импортные продукты, купленные на рынке. Как правило, это оригинальная упаковка с наклейкой на русском языке. Все подробно напечатано: производитель, импортер, соответствие ГОСТу и инструкции. Обычно это соответствует закону, поэтому данная практика продолжает применяться.
В России начался параллельный импорт. iPhone и iPad никто не завозит
Крупные розничные сети начали продавать устройства, ввезенные через параллельный импорт. Первым это сделал сетевой магазин «М.Видео-Эльдорадо». Однако в магазинах нет «серых» iPhone или iPad. Ритейлеры опасаются штрафов Apple и удаленной блокировки большого количества устройств, ввозимых в страну без разрешения компании.
Российская распределительная сеть начала ввозить устройства в соответствии с новыми правилами параллельного импорта, пишут «Известия». Первым присоединился M.Video-Eldorado.
Параллельный импорт, также известный как «серый» импорт, подразумевает ввоз товаров на территорию России без согласия правообладателя. Такие системы существовали и раньше, но сейчас, на фоне санкций, власти их легализовали. Также составлен список из примерно 200 брендов, продукция которых может быть официально ввезена в Россию через параллельный импорт.
В этот список входит, в частности, компания Apple. Долгое время он был одним из лидеров российского рынка смартфонов, но в итоге стал одним из тех, кто решил покинуть Россию. Apple сделала это в начале марта 2022 года.
Однако розничные торговцы не будут спешить начинать продажу iPhone, MacBook и других продуктов Apple, импортированных через «серую» систему. Говорят, что сама компания Apple предприняла шаги, чтобы заполучить их в свои руки.
Санкции Apple
На момент публикации «М.Видео-Эльдорадо» не импортировала технику Apple, опасаясь, что «серые» устройства с всемирно известным логотипом на корпусе не будут работать в России. По данным «Известий», в компании считают, что они могут быть не активированы.
Один из источников издания утверждает, что Apple имеет возможность отслеживать массовые покупки своих устройств. Другими словами, компания, которая открыто заявила о своем нежелании работать в России, будет знать, попали ли в страну какие-либо из ее iPhone, MacBook или iMac. Владение этой информацией может привести к тому, что устройство будет удаленно заблокировано и станет непригодным для использования.
Дополнительная ответственность никому не нужна
Возможность Apple удаленно активировать устройства увеличивает риск для розничных продавцов. Они могут приобретать партии заблокированных устройств, но не могут проверить их функциональность без вскрытия упаковки.
Например, клиент может обнаружить, что приобретенный им iPhone не работает в России. Поэтому задача найти выход из этой ситуации ложится на плечи розничного торговца.
Теоретически, Apple имеет возможность блокировать даже «серые» iPhone, которые россияне покупают за границей для личного пользования. Однако в этом случае российская сеть не несет ответственности за сбой.
Дополнительную опасность для российских ритейлеров представляют санкции Apple, которые направлены непосредственно против них. По словам источников издания, официальные дистрибьюторы Apple заключают с ней контракты, и параллельный импорт может быть нарушением их условий российской стороной. Это может привести к значительным штрафам.
В настоящее время в крупных сетях все еще имеются запасы устройств Apple, которые были легально ввезены в страну до начала спецоперации в Украине. Однако они не бесконечны, как показывает ситуация вокруг re:Stores. По данным CNews, 20 из 87 магазинов сети были закрыты в конце мая 2022 года. Одной из причин этого является отсутствие устройств Apple.
‘Что касается потребительских гарантий, то здесь ничего не изменилось. Гарантийные обязательства в этом случае несет дилер. Другими словами, автомобили, ввезенные по параллельному импорту, имеют гарантию от дилера и от дистрибьютора», — считает Терлюкевич.
«Перед нами открываются перспективы найти новых контрагентов»
Когда параллельные входы начнут функционировать в полном объеме? А каким будет обменный курс доллара? Эти и другие вопросы обсудили на Петербургском международном экономическом форуме Олег Богданов и Лилия Щур Цурканович, начальник отдела развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития.
Фото: Андрей Никеричев/Москва.
Фото: Андрей Никеричев/Москва.
-Как развивается процесс импортозамещения? Каковы расчеты? И каковы основные проблемы с процессами, которые вы курируете?
Малый бизнес зовут к сотрудничеству
-Проблема старая, но новая проблема усиливается — это упрощение внешнеэкономической деятельности. Мы понимаем, что и экспортеры, и импортеры сталкиваются с различными трудностями. Поскольку с весны структура изменилась и усилилась, нам необходимо улучшить все прежние меры и предложить новые для поддержки экспорта, включая импорт. Это относится ко всем внешнеторговым и валютным отношениям. Здесь представлен весь спектр внешнеэкономической деятельности, включая платежи, таможенный контроль, трансграничные перевозки товаров и заключение контрактов.
-Насколько болезненным является процесс изменений в логистике? Как быстро это происходит? И в каком направлении, положительном или отрицательном?
-Изменение логистики означает реорганизацию маршрута. Этот факт приводит к издержкам для перевозчиков и грузоотправителей, поскольку важно не то, как они ездят, а то, где они ездят. Меняются контрагенты — традиционно они находились в одной стране или на одной пограничной таможне, а теперь им приходится подписывать новые контракты, перенаправлять торговые потоки, брать на себя внешнеторговые обязательства с новых стран и уже разворачивать логистику. Экспортеры говорят, что некоторые трудности действительно возникли, но страны, которые не готовы или по каким-то объективным причинам не могут выполнить свои контракты сегодня, открывают перспективу поиска новых контрагентов.
-Это в основном в Азии?
-Не только в Азии. Мы открываем свои двери для всех, кто готов покупать нашу продукцию с коммерчески рациональным реализмом, чтобы увеличить оборот российской внешней торговли. Нам нужны надежные партнеры. Мы также являемся ответственным поставщиком. Мы руководствуемся этой логикой, это не вопрос географии.
-Когда баланс между импортом и экспортом? Кроме того, на валютном рынке наблюдается постоянный дисбаланс, давление в пользу рубля, при значительном снижении второго показателя. Насколько велики наши потери и насколько нам нужно увеличиться, чтобы достичь хотя бы уровня прошлого года?
Стоит ли опасаться дефицита техники
— Каждую неделю в этом уравнении появляется новая переменная. Месяц или два назад мы могли бы предсказать это, но мы не учли изменившиеся условия. Поэтому я не буду отвечать на ваш вопрос цифрами, но объясню, что мы делаем для этого. Принят ряд мер, позволяющих продолжить импорт. Во-первых, очевидно, что каждое направление зависит от стоимости товара. Здесь мы поняли, что необходимы дополнительные меры, чтобы сделать импорт более привлекательным. Для этого мы аннулировали обязательства по 13 000 товаров на платформе Евразийской экономической комиссии.
Это сделало импорт более привлекательным. Поставки приоритетных категорий, вероятно, были не в таком количестве, а потому что логистика не позволяла этого сделать. Второй фактор — когда было принято решение об уходе с рынка или приостановке работы комиссии. Мы поняли, что потребители привыкли к соответствующим товарам: различным видам инвестиционного оборудования, аксессуарам и транспортным средствам.
Введенные ограничения побудили нас рассмотреть вопрос о параллельном импорте. И к этому вопросу мы долгое время подходили очень взвешенно и рационально.
Это также поток. Данные, которыми мы располагаем, показывают, что параллельный импорт уже начался. Он не может двигаться в нужном темпе, поскольку необходимо развивать логистику, чтобы товары могли поступать через новых контрагентов, появляющихся на границах переговоров, но процесс начинает двигаться.
— Когда параллельный импорт достигнет нормального уровня?
— Позвольте нам сориентировать вас на дату 30 сентября. Почему именно эта дата? Многие из объявленных нами мер — нулевые обязательства, упрощение таможенного контроля за импортом — запланированы на 30 сентября. Поэтому мы предполагаем, что это рассеивание должно происходить летом. Следующий шаг — оценка эффективности существующих мер. Если этого оказывается недостаточно, мы меняемся и что-то делаем.
— Что происходит со статусом платежа с оплатой в транзакции? Как вы организуете процесс, чтобы все происходило быстро?
— Конечно, у нас не все работает сразу и автоматически, но мы движемся в этом направлении. Мы ввели валютные ограничения для стабилизации обменных курсов и платежей. Медленно, медленно, постепенно мы сняли ограничения или почти полностью отменили обязательства по доходам в долларах и евро. Это означает, что экспортеры больше не находятся в настолько узком коридоре, что продают 80% или 50% своей продукции. Эти деньги могут быть использованы для покупки нового импорта — нового импорта для тех же нужд бизнеса-экспортера.
Например, к товару может не быть сопроводительной документации на русском языке, а адаптер может не подходить к розетке или быть рассчитан на другую тенденцию», — пояснил Гуськов. пояснил Гуськов.
Что означает возврат параллельного импорта для автомобилистов
Параллельные интродукции официально запрещены в России с 2009 года. Без разрешения владельца торговой марки импорт для юридических лиц теперь является незаконным. В то же время юридические лица по-прежнему ввозили автомобили в Россию в обход этих требований.
Например, таким образом нам были представлены автомобили Tesla. Продавцы использовали систему ввоза автомобилей в Беларусь и Казахстан с временной классификацией на имя физических лиц, местного населения. Однако эта система не имела промышленного масштаба. В то же время, частные лица (тогда и сегодня) могут импортировать все, что им нужно, включая новые автомобили и запасные части, которые не ограничены для личных целей.
Поэтому, как пояснил Autonews.ru автомобильный эксперт Олег Мосеев, для простых водителей они не сильно отличаются. По его мнению, официальным трейдерам нет смысла использовать параллельный импорт.
‘Они используют систему, но в целом это не глобальная история’, — сказал Мосеев в беседе с Autonews.ru. — Например, автомобили импортируются в арабские страны через Турцию. Это происходит потому, что Европа боится платить России, опасаясь замораживания ее средств. Кроме того, вы не можете ввезти из Европы автомобиль стоимостью более 50 000 евро. Поэтому вся система помогает, но только локально. Кроме того, система индивидуальной регистрации остается более привлекательной с точки зрения риска. В то же время российские импортные пошлины на эти автомобили пока не отменены. В результате никто не будет покупать новый Volkswagen за границей и перевозить его в Россию в промышленных масштабах».
По мнению экспертов, режим в основном благоприятствует импорту высококачественных автомобилей и предметов роскоши, в том числе из Объединенных Арабских Эмиратов. ‘Проблема нехватки автомобилей параллельным импортом не будет решена. Это политическое решение. В то же время качество документации низкое, некоторые автомобили можно импортировать, но не запчасти. Выбор торговых марок также требует детальной проработки», — добавил Мосеев.
Во-вторых, Анатолий Семенов, заместитель председателя Комитета по авторскому праву и творческим индустриям Ruie, не ожидает существенных изменений в ситуации с поставками автомобилей в Россию в связи с лицензией на параллельный импорт.
В беседе с Autonews.ru он отметил, что правила защиты авторских прав никто не отменял. ‘Импортеры и предприниматели могут столкнуться с непредвиденными рисками. Сегодня Министерство промышленности и торговли заявляет, что список может меняться ежедневно и зависеть от решений иностранных компаний. Таким образом, нет гарантии, что лицензии будут быстро отозваны, а производители смогут предъявить претензии после того, как их автомобили попадут в Россию. Однако в целом этот вопрос не является актуальным», — предупредил эксперт.
Что будет с гарантией на ввозимые «параллельно» автомобили
В ответ на запрос Autonews.ru официальные автодилеры ответили на вопросы о возможности сохранения гарантий на обслуживание и ремонт таких автомобилей в России. Как пояснил Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр», ранее это не разрешалось юридическим лицам, имеющим дистрибьюторов в России. Однако, по его мнению, параллельные вводы не решают проблему нехватки автомобилей в стране, так как они зачастую дороже, чем поставка автомобилей через официальных дистрибьюторов.
‘Что касается потребительских гарантий, то здесь ничего не изменилось. Гарантийные обязательства в этом случае несет дилер. Другими словами, автомобили, ввезенные по параллельному импорту, имеют гарантию от дилера и от дистрибьютора», — считает Терлюкевич.
По поводу того, что трейдеры могут сами начать пользоваться параллельным импортом, Autonews.ru приводит слова Андрея Ольховского, генерального директора ГК «Автодом».
‘Торговцы ограничены делегированными контрактами, но если необходимо, это вариант для поддержания бизнеса в рабочем состоянии. Мы готовы гарантировать эти автомобили, но за другое вознаграждение, оно не входит в стоимость автомобиля. В других случаях клиенты могут купить автомобиль без предложения гарантийного обслуживания», — говорит Ольховский.
Параллельный импорт автозапчастей частично решит проблемы
Эксперты и участники рынка считали, что параллельные автозапчасти являются более важной разработкой для водителей. Например, они ожидают, что это частично решит проблемы с обслуживанием и ремонтом. Сюда входит ОСАГО и страховка КАСКО. Однако проблема не будет решена полностью. Такое мнение в беседе с Autonews.ru высказал Алексей Певенен, директор дистрибьюторской компании «Адак» (ADAK).
‘Разрешены случаи использования запасных частей. Однако есть определенные группы товаров, которые не включены в этот список. Например, нет щеток стеклоочистителя. Поэтому список носит формальный характер. Список является официальным. Шире в плане групп товаров и торговых марок; значительная часть оригинальных компонентов от известных автомобильных производителей, таких как BMW, может быть импортирована. Из неавторов их всего несколько, включая Боша», — говорит Пев Хеннен.
По его словам, доля оригинальных автозапчастей (запчастей автомобильных марок) на рынке не превышает 20 процентов. Оставшиеся 80% обычно были безжалостны (например, запчасти марки Bosch).
Список необходимо расширить, поскольку существует лишь несколько неавторизованных брендов», — заключил эксперт.
Компании имеют право легально ввозить иностранные товары без необходимости получения дополнительных лицензий. Конечный потребитель получает необходимые ему товары, например, социально значимые товары, например, детские товары, лекарства и т.д.
Какие товары вошли в список
Список уже утвержден. Есть решение Министерства промышленности и торговли. 1532 от 19.04.2022, однако приказ еще не вступил в силу, так как еще не был официально опубликован. Как только произойдет официальная публикация, приказ будет полностью введен в действие.
На данный момент будет рассматриваться список продукции, параллельный импорт которой будет осуществляться в Россию в 2022 году (так как аббревиатуры включают десятки видов).
- живые деревья и растения;
- луковицы, корни и прочие части растений;
- срезанные цветы и декоративная зелень;
- соль, сера, земля и камень;
- штукатурные материалы, известь и цемент;
- руда, шлак и зола;
- топливо минеральное;
- нефть и продукты перегонки;
- продукты неорганической химии;
- органические химические соединения;
- красители, мастики, полиграфическая краска и т.д.;
- мыло, эфирные масла;
- косметические и парфюмерные, туалетные средства;
- белковые вещества, клеи, ферменты;
- взрывчатые вещества, спички;
- прочие химические вещества;
- пластмассы и изделия из них;
- каучук, резина и изделия из них;
- изделия из кожи;
- натуральный и искусственный мех и изделия из него;
- бумага и картон, изделия из них;
- шелк;
- шерсть, пряжа, хлопок;
- химические нити;
- химические волокна;
- текстильные материалы;
- предметы одежды трикотажного и ручного вязания;
- одежда и прочие изделия текстильного производства;
- обувь;
- головные уборы и их части;
- керамика;
- стекло и изделия из него;
- черные металлы, медь, алюминий, свинец, цинк, олово и изделия из них;
- другие недрагоценные металлы, металлокерамика и изделия из них;
- инструменты;
- ножи, вилки и ложки;
- ядерные реакторы, котлы;
- электрические машины, оборудование и их части;
- звукозаписывающая аппаратура;
- железнодорожные локомотивы, вагоны, подвижной состав;
- средства наземного транспорта;
- суда, лодки, плавсредства;
- кинематографические инструменты;
- музыкальные инструменты;
- часы;
- мебель (широкий перечень);
- игрушки, игры, спортивный инвентарь.
В список входят средства персонализации, названия известных брендов. В настоящее время продукция Apple, Samsung, Nokia, Volvo, Toyota и других производителей поступает в Россию через «секонд-хенд».