В том же году Миядзаки и его единомышленники создали автономную программу A-Pro, но начало самостоятельной работы пришлось отложить. Посредником выступила компания TMS Entertainment. Поэтому Миядзаки и Таката стали сотрудничать после создания серии «Люпен III». В TMS партнеры работали в течение двух лет.
Хаяо Миядзаки
Режиссер, продюсер, создатель манги и сказочник Хаяо Миядзаки Он был главой Studio Ghibli, одной из самых успешных в мире студий по производству фильмов манга. Студия была создана благодаря его успеху с фильмом «Наусикая в долине ветров». Его дальнейший успех зависел исключительно от фильмов, которые он писал и режиссировал.
В 1990-х годах он создал самый успешный мультипликационный фильм в истории Японии, завоевавший множество рекордов. Его фильмы уже были популярны среди любителей анимации во всем мире, но продление сделки со студией Disney в 1996 году принесло большую часть работ Миядзаки и его признание более широкой аудитории. Он был признан новатором и художником, по крайней мере, сравнимым с самим Уолтом Диснеем.
Будучи лидером, Миядзаки привлек своими работами лучших японских писателей, художников, режиссеров и продюсеров. Он также привез с собой Джо Хисаиши, известного композитора, чьи музыкальные композиции к фильмам Миядзаки стали классикой.
РАННИЕ ГОДЫ ХАЯО МИЯДЗАКИ
Миядзаки родился в Токио 5 января 1941 года. Он был одним из четырех сыновей князя Миядзаки, который работал в семейном бизнесе по производству комплектующих для военных самолетов. Позже Миядзаки рассказал, что он чувствовал себя виноватым, потому что его семья получила выгоду от усилий Японии во Второй мировой войне. Его неприятие милитаризма отражено в таких фильмах, как «Нафсика из долины ветров» и «Порто Лосос».
Отчасти чтобы избежать бомбардировок Токио американцами, а отчасти чтобы быть рядом с самолетом Миядзаки в Кануме, король Миядзаки перевез свою семью в Утуномия, где он жил с 1944 по 1946 год. и в фильме «Мой сосед Тоторо». Его мать болела туберкулезом позвоночника с 1947 по 1955 год, три из которых провела в больнице. Эта ситуация послужила моделью для ситуации с семейным положением, представленной в фильме «Мой сосед Тоторо».
В 1958 году Миядзаки начал интересоваться мультипликационными фильмами, и его воображение поразил фильм компании Toei Animation «Хакуджаден» («Легенда о белой змее»). Однако в то время Миядзаки хотел стать художником комиксов, а не аниматором. Он изучал экономику и политологию в Университете Гакушин. Он окончил университет в 1963 году, но его сердце стремилось к искусству. Особенно в том направлении, которое нравилось детям. Он заинтересовался комиксами, будучи членом Клуба колледжа детской литературы.
НАЧАЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
В апреле 1963 года Миядзаки стал аниматором в компании Toei Animation. Компания выпускала театральные фильмы и телесериалы. Там его обучили основам анимации. Она начиналась на основе художественной иерархии, дополненной пошаговыми движениями персонажей и предметов. Он нашел эту работу приятной и, вероятно, научился точно создавать персонажей. Будущий учитель удивлял многих своих коллег плодотворным воображением и предлагал множество идей для сюжетов в студии. Вскоре он стал одним из лидеров Общества аниматоров. В 1964 году он также познакомился с художницей Акеми Ота; четыре года спустя, в 1968 году, она стала его женой. В том же году вышел фильм «Принц солнц», в котором снимался первый фильм. Режиссерами выступили главы манги Ясуо Оцука и Исао Такахата. Впоследствии Таката выступил продюсером нескольких фильмов Миядзаки.
РАЗВИТИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
В 1971 году Миядзаки присоединился к профессиональной команде Такахаты в неудачной попытке снять мультипликационный фильм «Пипимакрипура». В июне 1973 года он перешел в Zuijo Pictures, где работал над сценами фильма «Хайди: Девушка из Альп». К тому времени он зарекомендовал себя как отличный художник второго плана как для кинематографической, так и для телевизионной анимации. В 1970-х годах, помимо фильмов, он также работал над мангой и графическими романами. Хаяо Миядзаки выпустил первый крупный фильм по манге в своей карьере, «Люпин III: Литейщик из Калиастро», в 1979 году. В начале 1980-х годов он начал одну из своих самых популярных манг, основанную на персонаже княгини Нафской, которая живет в будущем, где человечество находится под угрозой вымирания.
В 1982 году продюсерская компания Токумы попросила Миядзаки превратить историю Нудзикая в мультипликационный фильм. До этого он был начинающим преподавателем анимации и очень опытным режиссером телевизионной анимации. Для создания фильма Миядзаки обратился к Такахате. В то время как он писал сценарий, он делал раскадровку и разрабатывал сцены и персонажей для своей команды мультипликаторов. Работа началась в 1983 году — «Наусикайя в долине» вышла в 1984 году. Фильм не был успешным, но оказался прибыльным в прокате и благодаря своему успеху. Затем Токума основал новую студию. Миядзаки назвал ее Studio Ghibli, что в переводе с итальянского означает «сухие ветры Сахары». Кстати, существует ли случайный самолет Первой мировой войны с таким же названием? Впоследствии «Наусиая» стала знаковым достижением, поскольку большая часть последующих японских аниме предшествовала ей и представила реалистично проработанных персонажей и антиутопические темы.
Будущее создается вами, но не для вас», — писали братья Стругацкие в книге «Гадкие лебеди». Попробуйте выжить в мире, созданном добрыми титанами прошлого.
Детство и юность
Детство Хаяо пришлось на трудные для Японии времена: он родился в 1941 году, в разгар Второй мировой войны. Потрясшие мир потрясения оставили неизгладимый след в характере и судьбе Хаяо, превратив его в противника фашизма и убежденного пацифиста.
Хаяо Иядзаки и его мать
Миядзаки увлекался летательными аппаратами, которые позже появились в большинстве его фильмов и с детства Асебон-Тео. Его отец, Миядзаки, работал на авиационном заводе Миядзаки, который во время войны произвел 6 млн. деталей для самолетов Zero.
Хаяо был вторым из четырех сыновей в большой семье. Мальчик путешествовал по всей Японии со своим отцом, братьями и сестрами. Из-за болезни его матери, страдавшей туберкулезом, семье часто приходилось переезжать. Постоянная смена статуса продолжалась более десяти лет, с 1947 по 1955 год; в 1956 году произошло чудо — мать Миядзаки полностью оправилась от тяжелого течения болезни.
Хаяо Миядзаки (слева) и его семья.
Частые переезды не помешали ему получить прекрасное образование. В 1958 году Хаяо окончил среднюю школу Тоётама и поступил в знаменитый Токийский университет.
Фильмы
Хаяо очень быстро определился с профессией. Анимация увлекла его случайно и навсегда. Когда он учился в средней школе, он посмотрел анимационный фильм «Хаккенден — легенда о белой змее». Эти образы произвели на него такое сильное впечатление, что Миядзаки решил сосредоточиться на анимации.
Хаяо Миядзаки в молодости
Студент пытался создавать свои собственные мультфильмы (манга), но вскоре столкнулся с трудностями. Во-первых, Хаяо не умел рисовать людей и раньше интересовался только эскизами самолетов. Во-вторых, сравнив свои рисунки с кадрами из мультфильма, который его вдохновил, начинающий художник понял, что в деталях скопировал стиль карикатуриста. Его первые работы никогда не были показаны публике. Миядзаки сжигал свою работу со страхом.
В 1963 году молодой человек поступил в академический университет и оставил мир анимации, чтобы изучать политику и экономику. Но даже будучи студентом, Хаяо смог приобрести ценный опыт. В студенческие годы он был членом университетского книжного клуба. Книжный клуб фокусировался в основном на детской литературе и тщательно изучал произведения европейских авторов.
Анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Ариэти в долг
После окончания университета 22-летний Хаяо поступил на работу в Toei Animation, одну из крупнейших японских анимационных студий. Вчерашний выпускник начал с основ и быстро продвинулся по иерархии. В 1963 году Хаяо работал художником по фазам и разработал промежуточную сцену движения для персонажей в мультфильме Wan Wan Chu Singer. Уже через два года, в 1965 году, таланты молодого аниматора были замечены руководством студии. Маэстро отметил его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже разрешил ему изменить концовку фильма.
Путешествие в долину ветров» Хаяо Миядзаки
В период с 1969 по 1971 год Хаяо успел поработать над тремя проектами. Трилогия «Кот в сапогах», экранизация манги «Корабль-призрак», которая сделала анимацию популярной в Советском Союзе, и анимационный фильм «Остров сокровищ». На этот раз Миядзаки участвовал в раскадровке и исполнении основной части мультфильма. Параллельно с производством мультфильма художник создавал мангу, и в это же время был опубликован графический роман «Люди пустыни». Миядзаки работал под псевдонимом Сабуро Акицу.
Хаяо Миядзаки — Летающий корабль-призрак
Работа в «Тойе» дала начинающему художнику опыт и полезные знакомства. На студии Миядзаки совершенствовал свое мастерство под руководством известного японского аниматора Кодзи Мори и познакомился со своим будущим соратником и близким другом Исао Такахатой.
Несмотря на очевидный успех своей карьеры, Хаяо был недоволен очень тяжелыми условиями работы. Вместе с другими художниками манга и Такахатой он создал профсоюз для защиты интересов работников манга-студий. За восстанием последовала месть. Компания Toei сняла с распространения мангу «Принц Севера». Сценарий был разработан самим Хаяо, а режиссером фильма стал Исао Такахата. Переломный момент наступил в 1971 году. Друзья решили сменить студию.
Личная жизнь
Мультипликатор охотно делится с прессой планами на новый фильм и открыто заявляет о своих политических позициях, но мало что знает о личной жизни и семье Миядзаки.
Женой Хаяо была Акеми Ота, сотрудница анимационной студии. Свадьба состоялась, когда аниматору было 24 года. У супругов есть два сына, Горо и Кейсуке. Старший сын продолжил дело отца, а Кейсуке работал как искусный резчик по дереву.
Хаяо Миядзаки и его жена
Творчество Хаяо Миядзаки стало субкультурой благодаря большой мировой аудитории. Его карикатуры полны мудрых пословиц и часто содержат ссылки на их содержание. Существует страница Хаяо в Instagram, содержащая фотографии его популярной манги. Интересно, что в социальной сети поклонников Миядзаки есть блог, в котором создано гастрономическое заведение, воссоздающее образы из манги режиссера.
Один из шедевров Миядзаки «Что за призраки?» — не только самый кассовый фильм в истории японской анимации, но и первая анимация, получившая премию «Оскар».
Творчество Хаяо Миядзаки
Миядзаки является создателем или сопродюсером многих анимационных полнометражных фильмов. Он также является создателем многих мультфильмов. В 1994 году Миядзаки получил премию Японской ассоциации мангака за мангу «Наусикая из долины ветра». Фильмы Миядзаки приносят огромную прибыль и пользуются большим признанием. Фильм «С призраками» стал самым прибыльным фильмом, когда-либо снятым в Японии, а «Принцесса Мононоке» и «Движущийся замок Хаула» также стали огромными хитами.
Однако до 2002 года Миядзаки был мало известен за пределами Японии благодаря фильму «Унесенные призраками». Он получил «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского кинофестиваля 2002 года и «Оскар» 2003 года. Многие его фильмы посвящены взаимоотношениям между человеком, природой и технологиями.
В интервью на тему «Кем вы больше всего восхищаетесь» Миядзаки сказал, что считает Нотштейна, режиссера «Туманного ежика», художником, на которого стоит обратить внимание.
Миядзаки также признался, что его главным анимационным авторитетом является советский режиссер Лев Атаманов, создавший мультфильм «Снежная королева».
Миядзаки объявил о завершении своей карьеры на 70-м Венецианском кинофестивале в сентябре 2013 года. По его словам, байопик «Ветер крепчает» станет его последней режиссерской работой8.
Манга и другие графические работы Миядзаки
- Кот в сапогах (яп. 長靴をはいた猫 Нагагуцу о хаита нэко) — 1969
- Люди пустыни (яп. 砂漠の民 Сабаку но тами) — 1969—1970 (под псевдонимом Сабуро Акицу)
- Драгоценный остров животных (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима) — 1972
- Моей сестрёнке (яп. 妹へ Имо:то э) — шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
- Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика) — 1982—1994
- Коллекция набросков Миядзаки Хаяо (яп. 宮崎駿イメージボード集 Миядзаки Хаяо имэ:дзи бо:до сю:) — 1983
- Путешествие Сюны (яп. シュナの旅 Сюна но таб)) — 1983
- Век летающих лодок (яп. 飛行艇時代 Хико:тэй дзидай) — 1990 (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
- Записная книжка Хаяо Миядзаки (яп. 宮崎駿の雑想ノート Миядзаки Хаяо но дзассо: но:то) — графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с 1982 по1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году.
- Покрытые грязью тигры (яп. 泥まみれの虎 Доромамирэ но тора) — 1998—1999.
- Возвращение Ганса (яп. ハンスの帰還 Хансу но кикан) — 1994.
Режиссер, сценарист и раскадровщик
- Конан — мальчик из будущего (яп. 未来少年コナン Мираи сё:нэн Конан), аниме-сериал, 1978
- Люпен III: Замок Калиостро (яп. ルパン三世カリオストロの城 Рупан сансэи Кариосуторо но сиро), полнометражный аниме-фильм, 1979
- Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика), полнометражный аниме-фильм, 1984
- Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ1 青い紅玉(ルビー)の巻), аниме-фильм, 1984, студия Tokyo Movie Shinsha
- Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ), аниме-сериал, 1984, кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
- Небесный замок Лапута (яп. 天空の城ラピュタ Тэнку: но сиро Рапюта), полнометражный аниме-фильм, 1986
- Мой сосед Тоторо (яп. となりのトトロ Тонари но Тоторо), полнометражный аниме-фильм, 1988
- Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики») (яп. 魔女の宅急便 Мадзё но таккю:бин), полнометражный аниме-фильм, 1989
- Порко Россо (яп. 紅の豚 Курэнай но бута), полнометражный аниме-фильм, 1992
- Sora Iro no Tane (яп. そらいろのたね), ТВ-спэшл, 1992
- Nandarou (яп. なんだろう), ТВ-спэшл, 1992
- On Your Mark — музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska, 1995
- Принцесса Мононокэ (яп. もののけ姫 Мононокэ Химэ), полнометражный аниме-фильм,1997
- Унесённые призраками (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но Камикакуси), полнометражный аниме-фильм, 2001
- Koro no Daisanpo (яп. コロの大さんぽ), короткометражный аниме-фильм, 2001
- Kujira Tori (яп. くじらとり?), короткометражный аниме-фильм, 2001
- Ходячий замок (яп. ハウルの動く城 Хауру но Угоку сиро), полнометражный аниме-фильм, 2004
- Рыбка Поньо на утёсе (Ponyo on the Cliff by the Sea) (яп. 崖の上のポニョ Гакэ но уэ но Понё), полнометражный аниме-фильм, 2008
- Со склонов Кокурико (Kokurikozaka kara) (яп. コクリコ坂から Кокурико-Дзака Кара), полнометражный аниме-фильм, 2011 — сценарист
- Ветер крепчает (Kaze tachinu) (яп. 風立ちぬ Кадзэ: тачину), полнометражный аниме-фильм -режиссёр
- Люпен III (яп. ルパン三世 Рупан сансэи), аниме-сериал, 1971—1972 — эпизоды 7,8,10,11,13—23 (в паре с Исао Такахатой).
- Новый Люпен III (яп. 新ルパン三世 Син Рупан сансэи), аниме-сериал, 1977—1980 — эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки).