Теория музыки: как развить музыкальный слух. Как правильно слушать музыку

Как правильно слушать музыку - Сфокусируйся Критерии прослушивания музыки С какого жанра начать? Детский и семейный психолог, арт-терапевтка, гештальт-терапевтка Учитесь слышать музыку

После месяца ежедневных двухчасовых занятий я смог удержать соло скрипки, валторны, фагота и виолончели. Год спустя я мог слышать внушительную часть симфонических оркестров, а иногда даже находить музыкантов, вступающих в широкие разногласия.

Слушаем музыку с компьютера правильно. Три основных способа

За последние два десятилетия (не в масштабах существования HI-FI звука) отношение аудитории к компьютерам как к источнику высококачественного звука постоянно менялось. На самом деле, такая возможность полностью отрицалась в конце 1990-х годов, а в качестве CD-Audio рекордера она была принята только в самом начале 00-х. В начале 2010-х годов, в последние годы интерес несколько снизился. Причин для таких изменений в аудиосообществе много, но не всех волнует качество звука. В то же время многим любителям музыки необходимо осознать, что компьютер, как наиболее доступное (т.е. уже имеющееся в продаже) устройство, способное принимать и выполнять функции носителя музыки, начинает путь к качественному звучанию. Как же слушать музыку с компьютера?

Эндрю Уэлч / фото Unsplash

Встроенные звуковые карты

Каждый компьютер имеет встроенную звуковую систему, в которой не все уклончиво. Однако хороший способ улучшить качество — установить высококачественную аудиокарту. Выбор очень велик, как и диапазон стоимости. Подыскивая такую карту, вы можете ограничиться бюджетом в 3-4 000 рублей. Вы также можете ограничиться продукцией Creative или Asus, признанных лидеров рынка. В этом случае карта должна иметь ЦАП с параметрами не менее 24 бит / 192 кГц и высококачественный рабочий усилитель хотя бы на основном стереоканале (подавляющее большинство таких карт являются многоканальными).

Если вы не собираетесь использовать компьютер для записи (включая оцифровку), возможность покупки более дорогой аудиокарты для HI-FI работы кажется сомнительной. Кроме того, работа в условиях сильных электрических помех (здесь не рассматривается установка «линейных» электростанций или другие модернизации компьютера), которые проходят через цепь питания и приобретаются от других частей компьютера, неизбежно приведет к снижению сигнала. Отношение этих бляшек / шумных, т.е. ухудшает их звучание. Экраны, которые могут сопровождать такие звуковые карты, подходят для создания красивых изображений, но не являются эффективной защитой от электрических помех.

Современные аудиокарты подключаются к внешнему усилителю через обычные линейные входы. Для этого обычно требуется переходник RCA minijack, и лучше отдать предпочтение продукции ведущих специализированных компаний, чем продукции из ближайшего супермаркета без названия.

Кабель USB AudioQuest Cinnamon

USB – всему голова

Стандартом де-факто для подключения компьютеров к аудиосистемам является разъем USB на каждом компьютере. Такое подключение не требует модернизации самого компьютера. Обратите внимание, что если компьютер будет использоваться только для передачи звука, его можно настроить очень просто. Не требуется мощный процессор или большой объем оперативной памяти. Компьютер должен быть настроен таким образом, чтобы все функции операционной системы, не требующиеся для воспроизведения музыки, были отключены. Однако пользователям, желающим повысить дискретизацию сигнала перед отправкой его на ЦАП, потребуется дополнительная вычислительная мощность.

Linux с его специальной программной оболочкой, которая может работать на небольших одноканальных компьютерах, все чаще используется в качестве операционной системы для таких «аудиокомпьютеров». Однако Windows и iOS с соответствующим программным обеспечением аудиоплеера определенно занимают лидирующие позиции.

Стереоусилитель TEACAI-503

Однако вернемся к USB. Если вы только собираете свою первую аудиосистему, возможно, вам стоит сразу рассмотреть устройство с таким входом. Это может быть интегрированный усилитель с портом USB, например, RotelA12 или TEACAI-503, или активные колонки, например, KlipschTheSixes. Если у вас уже есть стереосистема, которая подключается к компьютеру через USB, вам понадобится подходящий внешний цифро-аналоговый преобразователь.

Активные полочные колонки KlipschTheSixes

Чтобы сменить темп, послушайте то, на что вы обычно не обращаете внимания. Слушайте любимые песни своих друзей, даже если вам неинтересен исполнитель. Экспериментируйте с жанрами и музыкантами!

Музыкальный инструмент

Фортепиано

Идеальный способ «построить» все виды слуха — начать учиться играть на каком-либо инструменте. Так вы узнаете, как звучит каждая нота, потренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Однако, скорее всего, у вас не будет времени на изучение инструмента, так что двигайтесь дальше.

Пение

Поют.

Если у вас дома нет пианино, найдите онлайн-версию, играйте гаммы несколько раз в день и пойте под фортепиано. Как только вы освоите гаммы, переходите к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Самое главное — не уклоняйтесь. Если вы беспокоитесь о своем слухе, попробуйте заниматься, находясь дома в одиночестве. Но не жалейте об этом! Вспомните караоке-бар, где люди с отсутствием голоса или слуха поют достаточно громко, чтобы их было слышно за пределами бара.

Медитация

Слушайте.

Упражнение, о котором я сейчас расскажу, очень похоже на практику медитации для начинающих, отсюда и название, которое я дал этому пункту. Это поможет вам развить здоровое осознание.

Выйдите на улицу без наушников и постарайтесь услышать звуки разговоров, деревьев, машин, каблуков по тротуару — собак, бьющих лапами по земле — кого-то, трясущего одеялом на балконе — вы заметите, что вокруг вас так много звуков, что вы не поверите. Дома уделяйте пять минут в день, слушая холодильник на кухне, шум воды в трубах, разговоры с соседями и звуки с улицы.

Если есть музыка, которую вы не понимаете, сядьте и послушайте такую музыку. Вы можете начать с рейтинга: 100 лучших классических песен, 500 самых больших хитов «RollingStone», «BillboardHot-100» и т.д.

Как правильно слушать музыку

Как правильно слушать музыку

Каждый из нас уникален. И наши музыкальные вкусы и предпочтения столь же уникальны. Кто-то любит русские песни, кто-то без ума от западных музыкантов, кто-то слушает только классическую музыку.

Существует огромное количество стилей и тенденций, которые не оставят вас равнодушными. Самое главное — как музыка влияет на нас и как мы слушаем ее, чтобы получить максимум положительных эмоций.

Влияние музыки на человека

Научно доказано, что музыка оказывает магическое воздействие на наше эмоциональное состояние. В частности, мягкая, спокойная музыка эффективно расслабляет и успокаивает нас. Громкая и мощная музыка, напротив, заряжает нас энергией и побуждает к действию. Не менее важным является понятие музыкальной памяти. Психологи утверждают, что почти у каждого человека есть песня, связанная с каким-то памятным моментом в его жизни.

Психологи не перестают повторять, что для того, чтобы музыка вызывала хорошие чувства, очень важно слушать ее в наиболее благоприятной обстановке, то есть тогда, когда вам это необходимо.

  • сделать так, чтобы комнате не было посторонних шумов. Важно закрыть окна и двери;
  • заранее скачать новую музыку и создать плейлист из наиболее эффектных композиций. Слушать музыку онлайн удобно, но это не всегда уместно;
  • если подразумевается коллективное прослушивание музыки, нужно обязательно согласовать со всеми музыкальные композиции и громкость прослушивания. Это времяпровождение должно всем приносить радость, а не только единицам;
  • принять максимально удобную и комфортную позу. Очень важно, чтобы ничего не напрягало и не мешало прослушиванию треков. Мозг и мышцы должны быть расслаблены и расположены к релаксу;
  • музыку для прослушивания нужно подбирать под настроение и эмоции.

Упражнение, о котором я сейчас расскажу, очень похоже на практику медитации для начинающих, отсюда и название, которое я дал этому пункту. Это поможет вам развить здоровое осознание.

Тренировки для восприятия

Помимо выбора подходящих песен для начинающих, полезно также объяснить, как их слушать. Например, для большинства людей характерно «фокальное» восприятие музыки, когда слушатель фокусируется на одном инструменте или группе инструментов, синхронно играющих тему, в то время как другие части остаются совершенно периферийными и выступают в качестве своего рода фона. Оно не воспринимается как таковое.

Известно, что сознание неподготовленного слушателя обычно может относительно долго фокусироваться на трех, максимум четырех инструментах, а остальные остаются на периферии восприятия. Таких навыков достаточно для прослушивания мелодичного дэта или пост-рока, но недостаточно для приличного академического струнного квинтета, не говоря уже о полноценном симфоническом оркестре.

Люди с развитым восприятием, в основном опытные меломаны и музыканты, могут сосредоточиться на группах из восьми-десяти инструментов, звучащих одновременно в разных частотных диапазонах, в то время как остальная часть цельной симфонии расфокусирована. Эта способность позволяет им слышать соглашение в целом.

Симфонические композиторы и блестящие дирижеры обладают дополнительной привлекательной особенностью. Они могут одновременно сосредоточиться на произведении в целом и услышать все нюансы и все особенности каждого оркестрового инструмента в каждый момент исполнения. Такие музыкально-перцептивные способности — либо редкий дар от рождения, либо результат многолетних интенсивных тренировок.

Такое обучение также полезно для слушателей, для которых важно услышать произведение в том виде, в котором его слышал композитор. В следующих упражнениях я развивал способность воспринимать музыку как единое целое.

Я сосредоточился на одном инструменте, последовательно добавил еще несколько и старался удерживать фокус как можно дольше.

После месяца ежедневных двухчасовых занятий я смог удержать соло скрипки, валторны, фагота и виолончели. Год спустя я мог слышать внушительную часть симфонических оркестров, а иногда даже находить музыкантов, вступающих в широкие разногласия.

Существует также перцептивный тренинг, основанный на прямо противоположном принципе. Он предполагает прослушивание существующего инструмента, разбиение его на части и сосредоточение внимания на отдельных инструментальных партиях. Важно сосредоточиться на этом конкретном инструменте с начала и до конца произведения.

Исходя из личного опыта, я рекомендую не перегружать себя классикой и не слушать другие жанры во время упражнений на «интеграцию»: намеренно жестокие и примитивные электронные мотивы слайд-проекта участника команды LOD-9 25/17, очень помогли мне. В этом смысле они также хорошо подходили для перехода от восприятия классической абстракции к воплощению строгого социального текста.

Я также читал о развивающих упражнениях для музыкантов и дирижеров (т.е. для тех, кто «читает с листа»). В этих упражнениях для развития музыкальной памяти и целостного восприятия рекомендовалось изучать партитуру одновременно с прослушиванием записи и мысленно воссоздавать части музыки, а не открывать ноты и видеть только лист. Представьте себе отдельные инструменты, каждую ноту и мысленно воссоздайте части 2, 3, 4 и т.д. Инструменты.

Аппаратура

Сразу скажу, что я не являюсь горячим поклонником концепции оркестровки в этом жанре. На мой взгляд, верность воспроизведения — это универсальное понятие, а о музыкальных жанрах можно говорить только тогда, когда речь идет об очень тонких нюансах.

С технической точки зрения, системы воспроизведения звука (не говоря уже о хай-энде «диких» технократов) — это своего рода компромисс, где одни преимущества могут быть реализованы за счет других. На мой взгляд, пресловутая «жанровая концепция» может рассматриваться как компромисс для достижения технических характеристик конкретного жанра, но не как полностью «адаптированная» техническая концепция, например, для хоровых произведений.

Часто говорят, что трубы общего принципа действия предназначены для джазовых и классических произведений, но даже современная технология изготовления труб гарантирует «опошленный» звук из-за высокого уровня гармоник и интермодуляционных деформаций. Были сделаны еще некоторые разумные суждения о соответствии диктора жанру, утверждающие, что разреженные дикторы с закрытой полосой подходят для классических симфонических произведений. Это попытка устранить фильтры фазовых искажений и дополнительные искажения, связанные с фазовращателями.

Наиболее «честные» аксессуары для исполнения лучше всего подходят для классической музыки. Для опытного и тренированного уха может быть важен даже источник звука (который мало влияет на акустические параметры). Классическая хоровая и симфоническая музыка — это тот случай, когда «высокое разрешение важно». О кабелях я буду старательно молчать, а любители кабелей могут высказать в комментариях свое мнение о том, какие и как разогретые «подвесы» лучше всего справляются с классикой.

Повышение рентабельности не имеет решающего значения для качества результатов, но то, что усилитель должен быть превосходным, — это факт. Большинство любителей усилителей мощности используют системы классов A, AB и B, но лично я избегаю рекомендовать какой-либо конкретный класс из-за характера проблемы. Главное — это искажения (чем меньше гармоник и IMD, тем лучше), также важна скорость реакции усилителя во время работы. Изолированное стереоусиление, так называемая двойная монофония, часто рекомендуется как несовместимое решение. Конечно, обратной стороной этих решений является стоимость.

Самое сложное — это выбор акустической системы. Вы можете потратить много денег и не получить желаемого результата. Сегодня, если вы можете найти за свои деньги что-то в закрытом корпусе, без фазовращателей и с приемлемыми АЧХ, ПЧХ и искажениями, то с большой вероятностью это даст вам тот уровень верности, который вам нужен. Намеренный поиск широкополосных вариантов наушников может быть затруднен, к счастью, и вряд ли принесет желаемые результаты. Это связано с тем, что без фильтрации будут возникать частотные искажения и гармоники.

Лучшим выбором для классических колонок будут электростатические колонки. Если у вас есть возможность приобрести их и вы намерены всерьез слушать классику, не тяните слишком сильно. Но, как правило, возникает вопрос стоимости. Кстати, электростаты почти всегда выпускаются в комбинированной форме, позволяющей усиливать сигнал с помощью динамической секции фазовращателя. Более дешевой альтернативой электростатам являются изодинамические варианты (так называемые планарные магнитные переменники), но по большей части они также дороги.

Когда вы знаете, какое влияние оказала мелодия, она приобретает совершенно новый смысл. Кому она посвящена, что она значит для создателя — этот контекст позволяет понять текст песни.

Изучать контекст, историю создания

Исторические рамки

Следующий шаг, который вам нужно сделать, чтобы научиться слушать музыку, — это теория, основы. Общие рекомендации для начинающих, желающих изучать классику, — курсы Роберта Гринберга «Как слушать и понимать великую музыку» и «Великие мастера». Последний фокусируется на известных композиторах. Также есть прекрасный вводный урок Крейга Райта «Слушание музыки» и лекция Бенджамина Зандера «Сила классической музыки».

В серии ЖЗЛ есть биографии композиторов, а также краткая история музыки (Дарен Хенли) и «Когда мы можем хлопать» (Дэниел Хоуп).

Знакомство с другими видами происходит аналогичным образом — с помощью теории по интересующей теме.

Читать критику, слушать лекции и подкасты

Вы можете найти хорошие отзывы на Yotube, например, RAMuzyka. В Telegram-каналах @sobolevmusic — новинки от Олега Соболева, @shufle_online — авторские подборки от АлександраФилимонова и АлексеяПономарева, @noexp — от Есть новый на инди-жанр от IvanAfanasyev.

10 лучших музыкальных критиков России и СНГ:.

  1. Артемий Троицкий.
  2. Александр Кушнир.
  3. Андрей Бухарин.
  4. Андрей Бурлака.
  5. Алексей Калачев.
  6. Давид Блувштейн.
  7. Борис Бабанов.
  8. Данил Волохов.
  9. Андрей Горохов.
  10. Алексей Мажаев.

Наслаждаться

Наслаждаться музыкой

Нет необходимости на 100% полагаться на теоретические знания и мнения ведущих критиков и относиться к песням предвзято. Они могут вызывать эмоции, отличные от мнения большинства. Главное в прослушивании музыки — получать от нее удовольствие. Кому-то нравятся романтические песни, кому-то — депрессивные, кому-то — мотивирующая музыка. Не существует единого ответа на вопрос, какую музыку выбрать. Он должен подходить вам.

Оцените статью
The Elder Scrolls Online