Пожалуй, самое сложное в 4Х-стратегиях — это понять, что в них вообще надо делать и какие кнопки нажимать. Количество информации на экране может легко ошеломить неподготовленного игрока и побудить его навсегда закрыть игру. Endless Space 2 аккуратно решает эту проблему с помощью обучения — подробного, но совсем не надоедливого.
Endless Space 2 — космос снова наш. Рецензия
Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Однако Amplitude Studios успешно опровергла этот тезис, выпустив сначала Endless Space, а затем ее фэнтезийную сестру, Endless Legend. Теперь французы представили публике прямой сиквел своей космической 4X-стратегии. Как насчет искупаться в бурных водах в третий раз?
Жанр | Пошаговая стратегия |
Издатель | Sega |
Разработчик | Amplitude Studios |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-4330TE 2,4 ГГц/APU A6-6400K Dual-Core 3,9 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с 1 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 550 Ti/AMD Radeon HD 5830, 8 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-3470T 2,8 ГГц/AMD FX-4170 4,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon R7 370 |
Дата выхода | 19 мая 2017 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PC
История французской Amplitude Studios отлично бы смотрелась на страницах журнала Forbes. В 2011 году два сотрудника Ubisoft, увлеченные идеей сделать игру своей мечты, распрощались с работодателем и основали небольшую компанию. Смелая авантюра принесла свои плоды: Endless Space унаследовала лучшие черты Galactic Civilizations и Master of Orion и, словно черная дыра, поглощала все свободное время любителей пошаговых космических стратегий. Закрепив успех двумя проектами в той же вселенной (Endless Legend и Dungeon of the Endless), авторы анонсировали продолжение, перешли под управление Sega Europe и теперь работают бок о бок с The Creative Assembly и Relic Entertainment. Тем прекраснее, что в Endless Space 2 по-прежнему чувствуется первоначальный энтузиазм.
Экономика Endless Space 2 построена на пяти базовых элементах: пища, производство, «пыль» (эквивалент золота), наука и влияние системы. Как и в первой части, каждая планета независима от других и обладает уровнем счастья населения. Если жители недовольны, они начнут массово покидать дома и производительность упадет. В таком случае придется тратить ходы на постройку развлекательных центров или супермаркетов. Мало пищи — численность колонии перестанет расти, нужно сооружать фермы. Страдает промышленность — развивайте заводы. Микроменеджмент прост, но чертовски увлекателен, а каждая из восьми рас слегка отличается в нюансах.
Модернизация кораблей оказалась не самым интересным элементом игры
С развитием технологий количество возможных построек увеличивается. Научные открытия размечены в меню в виде симпатичного дерева с четырьмя ветвями — армия, экономика и торговля, наука и исследования, развитие империи. Несмотря на порой нелогичную расстановку улучшений (что военные разработки делают в других отраслях?), разобраться в ветках развития не составит труда.
Для становления империи важна и политика. На каждой планете есть несколько фракций с различными взглядами, общественный вес которых изменяется под влиянием происходящих событий. Развязали войну — порадовали милитаристов, заселили озелененную планету — экологи ваши. Каждые несколько десятков ходов будут начинаться выборы, после чего победившее большинство встанет у руля. Это даст возможность принимать соответствующие законы с дополнительными бонусами. Нечто похожее реализовано в Civilization VI с помощью социальных институтов — на процесс это влияет не сильно, но все же расширяет доступные возможности. Герои тоже перекочевали из прошлой игры — их можно поставить во главе флота или назначить руководителями колоний.
Каждая условная единица населения имеет не только свои политические взгляды, но и расовые особенности. Одним подавай науку, другие любят воевать, третьи вообще хотят, чтобы правитель не вмешивался в дела других жителей галактики и вел политику изоляционизма.
Адмиралы флота
Для адмиралов флота лучшими классами являются Страж и Искатель. Стражи предлагают баффы на урон флота и живучести, а также умение заключительного камня, которое дает дополнительную чрезвычайно хорошую карту тактики.
Однако в дереве навыков Стража нет навыков мобильности или вспомогательных навыков, а сам корабль-герой имеет только 2 слота для модулей поддержки. Если на кораблях работают 2 двигателя, Страж не сможет обеспечить маскировку или дополнительную скорость передвижения.
Искатели приносят навыки мобильности, предлагая удвоенную скорость перемещения по варпу (вне полосы движения), дополнительное базовое перемещение, зонды для разведки составов вражеского флота и 3 слота модулей поддержки, что позволяет использовать 1-2 для ускорителей флота или маскирующих модулей.
Два других класса имеют некоторые бонусы флота и больше слотов поддержки кораблей-героев, но они лучше в качестве губернаторов. Лучшими видами для адмиралов флота являются Водяни, Хиссё и Софон, потому, что все три из этих видов имеют навык передвижения флота +6, а также другие боевые баффы.
Герои Водяни имеют + 40% энергетического урона и + 25% здоровья по флоту, герои Софона имеют + 40% энергетического урона и даже больше скорости передвижения, герои Хиссё — дополнительное пробивание щита, шанс критического удара и общий урон.
Эти виды работают как у Стражей, так и у Искателей, поскольку их видовые навыки предлагают мобильность, которой не хватает навыкам Стража вместе с еще большим количеством баффов урона, и помогают компенсировать баффы меньшего урона Искателя, делая их веселыми.
Системные регуляторы
Для управляющих Смотрители и Советники — наиболее полезные классы, с почетным упоминанием Стражей в горячих системах. Смотритель предлагает все, что хотите: больше еды, роскоши и стратегии, больше промышленности, больше счастья, пыли и еды — что полезно для любой системы.
Главный бонус для Советника — довести уровень счастья системы до максимума независимо от значения, что подходит для систем с большим количеством планет с низким уровнем счастья, но они также приносят некоторое влияние, науку и пыль.
Стражи, как губернатор, все время заняты промышленностью. У них только два навыка, связанных с губернаторством, они хорошо работают в качестве губернаторов промышленных центров, но ужасны везде. Искатели — плохие губернаторы. Имперцы и примитивы — лучшие виды для промышленных систем.
Обладая отраслевыми навыками, эти виды — высокоприоритетные герои, которых следует выбрать для губернаторства. Один Имперский Страж, Примитивный Страж или Надзиратель в правильной системе может увеличить количество кораблей, которые создает ваша империя.
Мусорщики получают вторичное упоминание за снижение стоимости корабля на 10-15%, которое суммируется с другими сокращениями стоимости корабля, поэтому, если вы играете Империей, которая получает некоторые из них, например Рифтборн или Хиссё это подходящая цена.
Герои Горацио — хорошие губернаторы и герои сената. +4 создания предметов роскоши на депозит в системе, на 33% больше производства предметов роскоши в системе и на 33% больше производства предметов роскоши по всей империи. Если у вас доступ к роскоши, это импульс для империи к скорости и качеству модернизаций, что улучшит системы.
Неискушенным любителям космических глобальных стратегий Endless Space 2 придется по вкусу. Но тем, кто уже наиграл более ста часов в Stellaris, новинка покажется пустоватой: плотность интересных событий довольно низка, да и на новые элементы игра небогата…
Ваше видение, их будущее
Не все найденные планеты пригодны для жизни: на одних идут кислотные дожди, на других влаги вообще нет, на третьих температура слишком низкая. Однако цивилизация, активно занимающаяся наукой, со временем научится терраформировать планеты.
Дерево технологий, как и раньше, делится на четыре области: кроме упомянутой научной ветки мы можем пойти по пути экономики, войны или развития имперской инфраструктуры. Разумеется, способы эффективного развития у каждой расы отличаются. Играя за милитаризованную империю, нам будет гораздо проще отбирать чужие планеты, чем создавать с нуля собственные колонии.
Ветки развития делятся на несколько эпох. Чтобы исследовать суперсовременные технологии, придется потратить немало ходов на изучение предыдущих этапов этой ветки.
У каждой планеты есть четыре основных параметра: очки промышленности, пищи, исследования и производства «пыли» — общегалактической валюты. С ее помощью мы торгуем с чужими империями, покупаем апгрейды и платим жалованье героям. Герои — это уникальные персонажи, которых вы будете встречать по мере разрастания вашей империи. Всего их четыре класса: искатель, страж, надзиратель и советник. Вероятность появления героя определенного класса повышается, если вы уделяете много внимания свойственной ему отрасли: необходим искатель — занимайтесь исследованием новых планет. Каждый класс обладает как общими, так и уникальными способностями, а поставить героев можно во главу флота или сената.
Каждый герой индивидуален. Он принадлежит к определенной расе и политической партии и многое успел пережить.
Ломать и строить
Покоряя просторы космоса, вы можете встретить не только основные цивилизации, но и второстепенные, и с ними можно завязать дипломатические отношения. На это будут тратиться очки влияния империи — ресурс, что поставляют наши колонии. Играя за Объединенную империю, эти очки можно тратить на мгновенную покупку технологий. Но выигрыш от сотрудничества с другими фракциями тоже велик. Во-первых, вы приобретаете союзника, у которого по мере улучшения отношений появляются особые действия. Во-вторых, это источник дополнительных ресурсов, таких как очки промышленности, исследования или «пыли». Правда, никто не мешает начать войну и отбить у надоевшего союзника планету для своей колонии.
Во время путешествий по незнакомым системам вы можете наткнуться на случайно генерируемые локации (например, на Академию, где можно тренировать героев) и квесты (разыскать древний артефакт или провести 10 сканирований планет). Но не спешите радостно снаряжать корабли в путь — неприятностей вокруг не меньше. В космосе полно пиратов, да и другие фракции не всегда будут к вам дружелюбны.
Космические бои в Endless Space 2, как и в первой части, проходят автоматически. Повлиять на них можно лишь перед самой битвой, выбрав для своего флота тактику боя и распределив корабли по направлениям наступления. После этого останется только наблюдать за противостоянием со стороны. Правда, зрелище выходит по-киношному эпичным, особенно если вы успели построить флот побольше. Но если не хочется ждать, никто не мешает вам пропустить любой ролик с битвой.
От того, как вы покоряете галактику и развиваете свою империю, зависит партийная система Империи. В нашем сенате представлены шесть партий: пацифисты, ученые, индустриалисты, экологи, военные и теократы. При усиленном вложении в исследования и науку возрастет авторитет ученых, а если увлечетесь войной — получите рост милитаристских взглядов у населения. Чем сильнее влияние партии, тем больше ее представителей в сенате. Значит, они смогут лоббировать больше законов, направленных на улучшение технологий в своей области.
На первый взгляд, Endless Space 2 недалеко ушла от первой части. Серьезных изменений и новых игровых механик здесь немного. Но дьявол, как известно, в мелочах. Космос выглядит и звучит потрясающе, а звездные системы вокруг игрока под завязку полны необычных событий и предметов. Каждый раз, когда ты думаешь, что пора бы закрыть игру и поспать пару часиков, она затягивает тебя «ну еще на двадцать минуточек». Жалко лишь, что бои так и не сделали полноценными. Да и третье измерение на галактической карте (как в Homeworld 2) пришлось бы к месту. Может, в третьей части добавят?
Искатели приносят навыки мобильности, предлагая удвоенную скорость перемещения по варпу (вне полосы движения), дополнительное базовое перемещение, зонды для разведки составов вражеского флота и 3 слота модулей поддержки, что позволяет использовать 1-2 для ускорителей флота или маскирующих модулей.
Действительно уникальные расы
В релизной версии игры есть 8 сторон на выбор. На первый взгляд кажется, что это мало, особенно если вспомнить Civilization 6. Но после изучения особенностей каждой расы все становится на свои места.
Amplitude не гнались за количеством, а постарались сделать каждую расу действительно уникальной, чтобы игровой процесс за каждую из них был уникальным и показать, насколько разными могут быть существа, населяющие космос.
Только во вселенной Endless Space 2 можно встретить мульти-триллионера и нарцисса Горацио, выкупившего у Единой Империи целое созвездие, чтобы заселить его своими клонами. Только здесь есть причудливые существа альтернативной вселенной вне евклидовой геометрии, которые могут замедлять или ускорять время на своей территории.
В конце-концов, только в этой игре можно встать под началом гигантского Несгибаемого древа, чтобы пустить корни прямо в космос и протянуть их к соседним звездам!
Есть, конечно, и более «традиционные» фракции, но даже они играются абсолютно по-разному: Софоны полностью посвящают себя исследованиям, Люмерис создают гигантские торговые корпорации, люди-имперцы трудятся в коллективистском угаре, церковь Водяни кочует по галактике на гигантских кораблях-ковчегах и выжигает каленым железом всех, кто не хочет становиться топливом для этих самых ковчегов, а киборги-краверы подобно саранче превращают планеты в бесполезные булыжники, после чего захватывают новые.
Бесконечная история
Сама идея придумать линейку заданий, чтобы скрасить игровой процесс, далеко не нова, но редко в какой глобальной стратегии квестовая система реализована так же качественно, как и в Endless Space 2.
Все задания можно разделить на условно-обязательные и случайные. Первые выдаются в зависимости от выбранной расы и рассказывают связанную с ней историю. Вторые выдаются динамически, но тоже всегда сопровождаются развернутыми сюжетными описаниями.
Вообще в плане сюжета и проработки мира Endless Space 2 на голову выше всех 4X, когда-либо вышедших. Amplitude не просто придумали расы и вывалили их к открытый космос, а вписали их в собственную вселенную, которая едина для всех остальных игр студии.
Еще одним любопытным элементом игры являются герои. Их можно назначать губернаторами или флотоводцами, и тогда они будут давать различные бонусы. Самые лучшие герои галактики проходят обучения в стенах загадочной Академии. Ее расположение скрыто на момент начала игры, и тот игрок, который первый отыщет ее, сможет получить преимущество.
Помимо этого они часто становятся лидерами политических фракций. Постепенно набирая опыт, они могут изучить новые способности и еще сильнее влиять на ход игры.
Каждое из этих сообществ имеет собственное мнение насчет правильного пути развития. Это выражается в доступных законотворческих актах, которые в значительной степени могут изменить государство.
Кому война, кому – машинки
Отдельные несколько слов стоит рассказать про бои и конструктор кораблей. По масштабу и проработке последний получился хоть и не конкурентом коллеге из GalaCiv 2 и 3, но весьма любопытным – модулей для сбора необходимых космосудов действительно много и зачастую в борьбе с какой-то конкретной расой нужно подбирать для своего флота сообразный дизайн и вооружение. Важно здесь соответствовать не только прогрессу, но и конкретным задачам, что является подчас непростым испытанием для ума.
Что касается самих битв, то проходят они, увы, без непосредственного влияния игрока – тот волен лишь выбрать тактику поведения, после чего посмотреть итоговый результат или ознакомиться с красивой 3D-симуляцией сражения.
Здесь должна быть политическая шутка, но она не прошла цензуру
Все манипуляции проводятся в весьма простом по внешнему виду, но очень строгом и интересном по дизайну интерфейсе, за который сначала хочется разработчиков громко ругать, а потом, спустя какое-то время, наоборот – хвалить, что для 4X-стратегий является ярким комплиментом.
В принципе, Endless Space 2 делает самое главное, что нужно для подобного рода игр – он увлекает. Если начать рассказывать про особенность колонизации каждой расы, экономику, героев и особенности национальной политики данный и не без того немаленький обзор рискует превратиться в энциклопедию-гайд, что делать совершенно не хочется.
Да, есть у игры и свои недостатки – стартовые условия при генерации часто распределяются неравномерно, экономическая победа слишком часто находится на стороне Люмерис (что понятно, но обидно), есть и падающие скрипты с дырочками в экономике. У русскоязычных пользователей тоже есть свои претензии – хоть игра и общается с нами на одном языке, но пока делает это большими кусками, хотя непереведённые куски обещали поправить в самом ближайшем времени.
Но по опыту Endless Space и Endless Legend почему-то хочется верить, что если не все шероховатости, то их подавляющее большинство прикроют патчами и DLC в течение текущего года.
Endless Space 2 – это замечательная космическая 4X-стратегия, которая вполне способна потягаться со Stellaris за сердца поклонников жанра. Если разработчики не остановятся на достигнутом и продолжат улучшать её механики и добавлять новый контент, то её ждёт вполне себе долгая и счастливая судьба. Amplitude Stuidios, пожалуйста, не подведите нас!
Сражения теперь могут происходить как в космосе, так и на поверхности планет. Но наземные битвы проигрывают по зрелищности даже космическим баталиям: по общему стилю их можно сравнить с голографическими шахматами из четвертого эпизода Звездных Войн.
Не так масштабен космос, как его малюют
В принципе, все глобальные стратегии про космос условно можно разделить на две группы: очень масштабные (Stellaris) и чуть менее масштабные (Master of Orion). И продолжение Endless Space относится скорее ко второй категории 4X-проектов.
Однако не стоит думать, что от этого новинка вышла хуже – она просто другая, вот и все. Для наглядности можно сравнить Stellaris с серией Europa Universalis, в то время как Endless Space – с Civilization. Согласитесь, разные вещи, проводить между которыми параллель некорректно. В первой нет четкой цели, но зато присутствуют огромные масштабы, а во второй есть четко поставленная цель и пути ее достижения.
Впрочем, это не отменяет того, что для неподготовленного игрока Endless Space 2 слишком сложна. Первое время единственное, что придется делать новичку – пытаться освоиться в не самом интуитивном интерфейсе, который перегружен огромным количество окон, да экспериментировать с механиками. Осваиваться в мире далекого будущего вам поможет виртуальный советник, который все подробно (иногда чересчур) расскажет и покажет.
Во всяком случае, если вы гений глобальных стратегий, то отключить обучение можно в любой момент времени – достаточно нажать крестик над всплывающим окном с советником.
Прежде чем приступить к завоеванию галактики, неплохо бы выбрать расу, представителей которой вы приведете к господству. Всего на выбор доступно восемь фракций, и среди них есть как новички (пожирающие все и вся Водяни, загадочные Властелины Времени, предприимчивые Люмерис и доброжелательные Несгибаемые), так и хорошо знакомые по первой части «старички» (Софоны, Единая Империя, Горацио и Пожиратели).
Данные расы – не просто набор картинок и определенных цифр в характеристиках, выбор фракции в Endless Space 2 зачастую определяет стиль игры. К примеру, разумные амфибии Люмерис сами не основывают колонии, но зато могут выкупать планеты за деньги.
Если оригинальные расы по каким-то причинам вас не устраивают, вы всегда можете создать свою, благо такая возможность разработчиками предусмотрена.
Кстати, о колонизации. Когда все формальности улажены, можно начинать подумывать об экспансии далеких планет. Принцип построения галактики тут очень схож с последней Master of Orion: между системами проложены «коридоры», по которым космические корабли пересекают безвоздушное пространство. Причем не ко всем звездам на глобальной карте можно долететь (многие из них выполняют чисто декоративные функции), из-за чего складывается ощущение излишней компактности игрового мира.
Поэтому с избалованными масштабами Stellaris игроками здесь запросто могут случиться приступы клаустрофобии.
Стимул для изучения космоса в Endless Space 2 один – расширение владений своей космической империи. Вот так все просто и прямолинейно.
Заключение
Неискушенным любителям космических глобальных стратегий Endless Space 2 придется по вкусу. Но тем, кто уже наиграл более ста часов в Stellaris, новинка покажется пустоватой: плотность интересных событий довольно низка, да и на новые элементы игра небогата…
Но все это неважно. Поскольку главное, что следует помнить, играя в Endless Space 2 – «Бесконечный космос» не ставит перед геймером цель исследовать безграничное космическое пространство, но позволяет захватить отдельно взятой империей условную Вселенную.
Не то чтобы этого нельзя было сделать в той же Stellaris (еще как можно!), но все же творение Amplitude Studios представляет собой игру несколько иного типа – менее масштабную, более конкретную и прямолинейную. И она непременно найдет своих фанатов, как когда-то первая часть.
Вердикт: хорошая глобальная стратегия, которая позволит реализовать большинство ваших космических амбиций.
Сводное тестирование одиннадцати видеокарт и двенадцати процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.
Sid Meier’s Civilization VI: рецензия В прошлом году знаменитой серии Civilization исполнилось 25 лет. Четверть века полноценной и здоровой жизни — невероятно большой срок для игровой индустрии, и разве можно придумать лучший подарок на юбилей, чем новый проект, который в очередной раз на ближайшие годы станет законодателем в жанре глобальных стратегий? |
Master of Orion: рецензия Глобальные стратегии всегда славились высоким порогом вхождения, преодолеть который могут немногие. Но все в скором времени может измениться – в сторону упрощения в этом году решила пойти Stellaris. И не только она одна: NGD Studios под руководством Wargaming со своей новой игрой пошла еще дальше и выпустила в свет, пожалуй, самую казуальную 4X-стратегию 2016-го года. |
Stellaris: рецензия Нельзя заниматься одним и тем же делом на протяжении долгого времени, каким бы интересным оно ни было. Видимо, это поняли и разработчики из студии Paradox Interactive, в послужном списке которой сплошь глобальные исторические стратегии, хорошо известные игрокам. На этот раз они решились на кардинальную смену места действия и теперь мыслят галактическими масштабами. |
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news — это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.