- Готик-рок: история мрачной сцены
- Имя готик-рока
- Предвестники готического рока
- Рассвет на темной сцене
- Batcave: альма-матер готического рока
- Пять работ, которые нужно увидеть на выставке «Названо Вазари. Готика» в Арсенале
- Мадонна, коронуемая ангелами
- Архитектурные детали готических соборов
- Dome (Купол)
- Житие. Супергерои
- Свобода внутри Барьера
- А как же «Gothic 3: Отвергнутые боги» и Arcania?
В конце 1970-х леденящий кровь пост-панк оторвал «новую волну», пришедшую с британских морей, проникнув в изогнутые русла кровеносных сосудов и сыграв под кожу музыкантов, уязвимых к ритму готик-рока.
Готик-рок: история мрачной сцены
В конце 1970-х леденящий кровь пост-панк оторвал «новую волну», пришедшую с британских морей, проникнув в изогнутые русла кровеносных сосудов и сыграв под кожу музыкантов, уязвимых к ритму готик-рока. Новый музыкальный жанр подготовил почву для формирования готической субкультуры, которая и по сей день пользуется популярностью среди андерграундной молодежи и влиятельных приверженцев мрачной эстетики.
Имя готик-рока
Впервые термин «готик-рок» прозвучал на BBC в 1978 году, когда проницательная публика услышала глубокий голос солиста группы Joy Division в сопровождении затяжных риффов и уверенной драмы. В переводе с английского слово «готика» буквально означает «грубый, жестокий», что перекликается с образами упадка, смерти и меланхолии, которые сформировали лейтмотив «темной культуры».
Баухаус, сингл с альбома Dead by Bela Lugosi. Обложка и спинка. Small Wonder Records, 1979
Годом позже новый термин получил вторую жизнь благодаря New Musical Express, когда он описал сингл Баухауса «Bela Lugosi’s Dead». Легендарный актер Бела Лугоши, воплотивший на экране хрестоматийный образ графа Дракулы, оказался в центре внимания британской команды. Объявив о смерти Бела Лугоши, группа Баухаус фактически провозгласила рождение готик-рока и прочно связала готическую субкультуру с вампирскими романами. Кадр из немецкого фильма «Офис доктора Калигари» на обложке сингла «Bela Lugosi’s Dead» определил внешний вид готических музыкантов: бледная кожа, черная одежда и выразительный макияж.
Предвестники готического рока
Готический рок зародился в Великобритании, но его история восходит к Атлантическому океану. В середине 1960-х Velvet Underground успешно выступили на американской сцене, стремясь раскрыть темные стороны человеческой натуры.
«Почти невозможно описать их звучание словами, но иногда возникало ощущение, что в них присутствует почти сам сатана», — пишет Лилиан Роксон в «Энциклопедии рока».
В начале 1970-х британский рок-певец Дэвид Боуи с головой окунулся в бешеную энергию костюмированного глэм-рока и написал культовые альбомы «Взлет и падение Зигги Стардаст» и «Пауки с Марса». Персонаж Дэвида Боуи сыграл важную роль в определении готического стиля: неугомонный провокатор, одержимый внешностью и революцией. Если эстетика глэм-рока дала готу визуальную концепцию, то музыкальное вдохновение готик-рока связано с берлинскими альбомами Дэвида Боуи (Low, Heroes and Lodger (1979) и Игги Поп (The Idiot and Lust for Life)) их звучание, все чаще электронная обработка проскальзывала, что позволяло убедительно говорить о самоуничтожении, депрессии и отчаянии.
Дэвид Боуи, кавер альбома «Low». Virgin Records США, 1977 год. Игги Поп, кавер на альбом «The Idiot». RCA, 1977 г
Летом 1977 года был сформирован окончательный состав группы под благозвучным названием Joy Division. Во времена Третьего рейха публичные дома в концентрационных лагерях назывались «развлекательными заведениями». Они предназначались для немецких солдат и привилегированных заключенных. Конечно, за, казалось бы, безобидным именем солист группы Ян Кертис скрывал душевную борьбу, присущую истинным последователям готической субкультуры.
Депрессивные причины пронизывали работу Joy Division. Музыканты играли вокал и барабаны на заднем фоне, создавая ощущение, что мелодичный голос звучит так, как будто он исходит с другой стороны. На шоу BBC в сентябре 1979 года основатель Factory Records Тони Уилсон назвал этот оригинальный звук готическим.
Рассвет на темной сцене
В начале 1980-х годов на мрачной западноевропейской сцене появилось множество групп, которые произвели революцию как в музыкальной, так и в модной индустрии. И хотя парни из культовой группы Siouxsie и The Banshees всегда отрицали свою принадлежность к готике, их влияние на субкультуру было огромным. Диковинная певица Сьюзи Сью умело сочетала в своих образах эстетику викторианской Англии с провокационной атрибутикой. Растрепанные волосы, театральный грим, шифоновые платья и кожаные браслеты — Сьюзи была героиней современного декаданса.
Линн Голдсмит / Siouxsie Sioux, Нью-Йорк, 1980
В лирике Siouxsie и The Banshees присутствует значительный драматизм: музыканты не только поют о меланхолии, но и размышляют о неизбежной смерти и духовной пустоте. Можно ли побороть эту боль? Как разорвать замкнутый круг? Участники группы хотели подчеркнуть романтические переживания, а не мишуру траура, с которой часто ассоциировалась готическая субкультура.
На разогреве у Siouxsie and The Banshees выступили музыканты британской рок-группы The Cure, которая за всю свою историю добилась огромного коммерческого успеха. Многолетний фронтмен Роберт Смит не только написал душевные тексты для The Cure, но также был ведущим гитаристом The Banshees после ухода Джона Маккея. Элегии, липкие, как крахмальный сироп, были пропитаны желанием и невосполнимой утратой. Песни Cure были погружены в депрессивную атмосферу и словно окутывали слушателя густым туманом. Легендарная композиция «Гори» стала основным саундтреком к мрачному боевику «Ворон», на съемках которого произошла страшная трагедия: застрелен исполнитель главной роли Брэндон Ли, который через несколько часов скончался.
«Смерть Белы Лугоши» стала своеобразным манифестом готик-рока. В начале 1980-х группа Bauhaus отправилась в мировое турне в поддержку известного сингла. Открытием Баухауза стал молодой, но амбициозный проект «День рождения» под руководством Ника Кейва. Певец предложил свою интерпретацию религиозных образов в музыкальном искусстве, благодаря чему католическая тема глубоко укоренилась в готической субкультуре. В 1981 году был выпущен видеоклип на песню Nick the Stripper, в котором Ник Кейв предстает перед зрителем с надписью HELL на груди. В клипе изображены сцены жертвоприношения и распятия.
Продуманные тексты в сочетании с акустическими аранжировками вдохновили Эндрю Элдрича, солиста группы The Sisters of the Mercy, на философские размышления и гипнотические ритмы. Глубокий каменный голос Элдрича идеально гармонировал с синтетической обработкой, для которой музыканты использовали драм-машину. Это был настоящий прорыв в мире готик-рока.
Batcave: альма-матер готического рока
В 1982 году в Лондоне открылся ночной клуб Batcave, который стал культовым местом в истории готики. Здесь регулярно проходят концерты и тематические вечеринки, собираются представители лондонской темной сцены, что не осталось незамеченным журналистами.
С расцветом Batcave подобные клубы начали открываться по всей Великобритании. В Batcave в основном входили Specimen, Sex Gang Children, Alien Sex Fiend, Play Dead и некоторые менее известные группы. В апреле 1984 года там состоялся концерт американцев Christian Death.
Со временем ночной клуб превратился в место паломничества туристов. Популярность готической субкультуры постепенно угасла, уступив место другим музыкальным нововведениям. Batcave закрылась в 1986 году, но навсегда запомнила себя как иностранный ночной клуб, в котором процветала настоящая готика.
Сегодня готическая музыка представлена множеством оригинальных жанров: готик-метал, синти-готика, дарк-фолк, дарк-эмбиент и так далее. И кто бы ни был родоначальником готик-рока, мятежного Баухауза или гротескной Сьюзи Сью, одно можно сказать наверняка: музыкальный жанр никогда бы не приобрел такой популярности и не развил бы целую субкультуру, если бы он не нашел ответа в миллионах темных сердец.
Предварительный просмотр: Sheila Rock / Bauhaus
Подробнее о готической субкультуре читайте в нашем материале «Готическая субкультура: вчера, сегодня, завтра».
А также подписывайтесь на нас в ВК, Instagram и Facebook. Это поможет нам стать еще лучше!
Деревня. Новости из Москвы, Санкт-Петербурга. Люди, места, события
Пять работ, которые нужно увидеть на выставке «Названо Вазари. Готика» в Арсенале
В минувшую субботу, 11 ноября, в Арсенале открылась новая выставка «Вазари», посвященная готике. Готика ». В основу выставки положены произведения из собрания ГМИИ, переосмысленные и совмещенные с современными произведениями искусства таким образом, чтобы идеально вписаться в контекст Нижнего Новгорода. Среди художников, чьи работы можно увидеть в Арсенал — это Recycle Group, Евгений Антуфьев, Александр Бродский и Илья Уткин, Маяна Насыбуллова, Владимир Чернышев и многие другие.
Деревня Нижний Новгород побеседовала с кураторами «Именной Вазари. Готика »Екатерины Кочетковой и Дарьи Колпашниковой и попросили их рассказать о выставке и выбрать пять работ, на которые стоит обратить особое внимание.
Екатерина Кочеткова и Дарья Колпашникова
Джорджио Вазари, биограф, художник, архитектор, итальянский историк искусства, жил в эпоху Возрождения и, в отличие от многих художников его времени, свободно владел латынью, языком ученых. Однако свою знаменитую работу «Биографии самых известных художников, скульпторов и архитекторов» он предпочел написать на итальянском — популярном тосканском диалекте, на котором говорили как герои «Биографий», так и заказчики этого трактата. Тосканский диалект позволял использовать древние слова и изобретать новые понятия, которых не предполагал популярный язык: среди этих новых слов были названия стилей и эпох.
В частности, Вазари ввел в употребление определения готики, ренессанса и маньеризма — хотя сегодня мы придаем этим понятиям немного иное значение, они по-прежнему относятся к тем же периодам развития культуры и искусства, которые имел в виду Вазари. Так, он назвал готикой (от итальянского Gothic — «готика», производного от названия германского племени готов) тот период, который он считал варварским, когда искусство было «грубым и неправильным», а знания древних были потерял. После Средневековья современники Вазари и их предшественники, как они сами считали, должны были возродить искусство и науку. Это готика, а точнее Средневековье и готическое искусство, это «Ном Вазари. Готика».
Мадонна, коронуемая ангелами
Франция или Фландрия, 15-19 вв
Дуб, резьба, лак
Пушкинский музей им. А.С. Пушкина, Москва
Когда-то этот рельеф был раскрашен — об этом свидетельствуют следы краски, уцелевшей при реставрации, и такие скульптуры можно было перекрашивать по моде и вкусам того или иного периода. Средние века, как правило, были гораздо более яркой эпохой, чем традиционно интерпретируется популярной культурой. Люди Средневековья часто обращались за спасением к Деве Марии. Сюжет коронации Богородицы впервые стал популярен в христианском искусстве в начале готической эпохи. В этой версии Мадонна изображена как Царица Небесная, увенчанная ангелами или самим Христом. Здесь она окружена тремя изящными ангелочками, одета в королевское одеяние, а на руках у нее младенец Иисус.Подобные изображения можно найти в церквях по всей Европе — во Франции, Фландрии, Германии и Италии.
Архитектурные детали готических соборов
Гипс. Цветной гипс, литье
Пушкинский музей им. А.С. Пушкина, Москва
Средневековая архитектура отличается экстравагантностью и разнообразием декоративных элементов. В отличие от античной архитектуры с ее жесткой упорядоченностью, для средневековых столиц строительные функции были не столь важны: каждая деталь средневекового собора служила своеобразной «страничкой» в «Библии для неграмотных», роль которой играло церковное убранство. У церкви была богатая клиентура, и пожертвования церквям и монастырям считались добрым делом, приближающим их к небесному блаженству, настолько, что в Европе появлялось все больше и больше религиозных построек.
В середине XII века архитекторы начали искать новые архитектурные сооружения, которые позволили бы соборам вместить больше верующих и иметь особенно впечатляющий внешний вид, как дом Бога на земле. Это привело к появлению нового стиля, который сначала назывался французским, а теперь мы знаем его лучше как «готический». Главным нововведением готической архитектуры были остроконечные арки, которые позволили облегчить своды и покрыть большие пространства без дополнительных колонн, поскольку стены и внешняя опорная система стали выполнять роль каркаса. Окна стали намного больше, их залили витражи, которые наполнили большие интерьеры готических соборов разноцветными лучами света, как калейдоскопы. Декор готических построек характеризовался детализированными деталями: растительными и фантастическими орнаментами, причудливыми мотивами и множеством забавных сюжетов.
Dome (Купол)
Александр Бродский, Илья Уткин
Александр Бродский и Илья Уткин — архитекторы и художники, работающие на стыке разных видов искусства. С 1970-х до начала 1990-х годов они сформировали творческий тандем и стояли у истоков движения под названием «бумажная архитектура». Это специфическое явление было реакцией подрастающего поколения на ситуацию, сложившуюся в архитектуре позднего СССР. «Бумажная архитектура» существовала в основном на страницах архитектурных журналов, а затем и на выставках: придуманные авторами проекты всегда были фантастическими, утопическими, масштабными, технически невозможными и никогда не предназначались для реального воплощения.
Подобное явление было известно и в средние века (хотя в то время еще не существовало названия «бумажная архитектура»): примерами служат архитектурные фоны на иконах, книжные миниатюры и скульптурные рельефы. Изображенные на них конструкции часто безо всякой логики накладываются друг на друга и сочетают в себе причудливые декоративные элементы разного происхождения, воплощая идеализированные представления художников об устройстве земных и небесных городов.
Очертания купола одноименного листа очень напоминают пропорции знаменитого памятника, положившего начало эпохе Возрождения: купола, которым Филиппо Брунеллески венчал готический собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В собственно готической архитектуре форма купола была редкостью, но сам принцип построения с пересекающимися ребрами жесткости был заимствован архитектором эпохи Возрождения из готической архитектурной системы.
Житие. Супергерои
Андрей Блохин, Георгий Кузнецов
Шампуры из цветного стекла, пластика, поролона, мрамора, канапе
Собрание галереи «Триумф», Москва
Краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов объединились в 2006 году, чтобы сформировать дуэт Recycle Group, который с тех пор стал одним из самых ярких явлений на сцене современного российского искусства. В 2017 году они представляли Россию на 57-й Венецианской биеннале современного искусства, их скульптуры и предметы становятся частью ландшафта многих городов, а выставки проходят по всему миру и каждый раз привлекают большое внимание публики.
В своей работе Recycle Groups часто обращаются к мотивам, техникам и стилям предыдущих эпох. Например, героями своих скульптур часто становятся персонажи атлетического телосложения, с их пропорциями и пластикой, напоминающими каноны античности и классицизма. Средневековье также интересовало художников, особенно готическая архитектура с ее узнаваемыми остроконечными арками и декоративными элементами. Эта работа точно воспроизводит масштаб и дизайн классического трехэлементного остроконечного окна, залитого витражом. Однако Recycle Group использует здесь современный, несколько неожиданный материал: витраж сделан не из стекла, а из цветных пластиковых шампуров для канапе, которые плавятся и складываются, чтобы создать желаемый узор. Неожиданно выглядит и фактура витража: здесь представлены образы супергероев — одни заимствованы из популярных комиксов, другие придуманы самими художниками. Эти герои и их истории воплощают ту же вечную тему борьбы между добром и злом, которая присутствует во всех великих книгах человечества.
Безымянный преступник, приговоренный к вечному изгнанию в Долине Рудников, понятия не имел, насколько он важен. Запутанный сюжет, великолепные персонажи и живой мир под куполом — все это готическое.
Свобода внутри Барьера
После вступительного видео и диалога с Диего игроку предоставляется полный карт-бланш: вы один на один с флорой и фауной Барьера: отправляйтесь исследовать открытый мир. В 2021 году выглядит очень круто, когда за руку никто не берет, не подает никаких признаков, а из деталей интерфейса на экране остается только полоска здоровья. Как взаимодействовать с сундуками? Как бороться? Что это за пещера у склона? Игроку никто ничего не объясняет, он должен обо всем думать.
Уклоняясь от каких-то опасных спусков и встречаясь с встретившимися на пути дикими животными, герой достигает Старого Лагеря, где его немедленно приводят в действие: здесь никого нет. Безымянные должны сначала доказать, что они чего-то стоят, прежде чем пройти через ворота замка Старого лагеря и встретиться с волшебниками. Диего нам в этом поможет.
Также он будет первым учителем главного героя. Получив новый уровень за убийство противников или выполнение заданий, вы не можете самостоятельно распределять навыки по понравившимся характеристикам. Во-первых, вам нужно найти учителей, которые:
- поговорим о двух возможных уровнях одноручного и двуручного оружия;
- учить людей бесшумно красться, взламывать замки и воровать;
- покажет, как охотиться, снимать шкуру и обращаться с луком;
- преподает безымянную магию из разных школ. Умение овладеть тем или иным навыком зависит от характеристик героя.
В первой главе герою предстоит выполнить множество побочных миссий, чтобы заработать имя, встретиться с второстепенными персонажами и узнать о мире Хориниса. Именно Диего дает совет, о ком стоит поговорить в первую очередь и кто замолвит за него слово перед главой Старого лагеря, бароном Гомесом.
Здесь есть три крупных поселения: старое, новое и заболоченные поля. Вам придется побывать во всех местах, где персонажи будут просить помощи у Безымянного. В результате игроку будет предоставлена возможность выбрать, в какое из полей он хочет войти и как будет развиваться сюжетная линия дальше, хотя концовка всегда одинакова.
Если в поселке Гомес есть хоть какой-то порядок и дисциплина, то «Новый лагерь» этим похвастаться не может. Туда принимают всех, а главные из них — Водные Волшебники. Однако они слишком заняты попытками разрушить Барьер и сбежать из Долины Рудников, а потому царит полное беззаконие.
Болотный лагерь — это фанатичное поселение, которое верило в Спящего бога и надеется, что он освободит их от Стены. Они основали целую секту, в которой всех желают приветствовать, а потом жестко перевоспитывают, рассказывают о Спящем и его великой миссии.
В каждом из поселений игрок может найти самых разных персонажей. От наивного заключенного Мэдса в Старом Лагере, который просто пытается найти друга, до бессовестных воров и убийц в Новом Лагере, игнорирующих чье-либо мнение. Они заставляют вас ненавидеть или сочувствовать им, но ни одна из них не вызывает сочувствия. В конце концов, любой в Долине шахт — преступник, но как вы сочувствуете тем, кто нарушил закон, достаточно, чтобы попасть на принудительные работы?
Безымянный долгие годы был звездой культовой готической трилогии. В этой статье мы разберем, как он менялся от части к части и чем отличался от
А как же «Gothic 3: Отвергнутые боги» и Arcania?
Есть еще две игры, не считая мобильного спин-оффа. Почему мы не включили в эту статью дополнение к третьей части и «Арканию», которую когда-то еще называли Gothic 4? В связи с тем, что разработка этих продуктов велась сторонними студиями, они были признаны неканоничными как фанатской аудиторией, так и Piranha Bytes в частности. Однако мы расскажем вам об этом вкратце.
Согласно событиям Forsaken Bugs (так фанаты назвали дополнение), главный герой возвращается из другого измерения и становится королем Миртаны. Согласно событиям «Аркании», он завоевывает Варант и Нордмар, после чего движется в направлении Аргаана, континента к востоку от Миртаны. Его душу преследует демон, которого должен победить другой безымянный герой, родом с острова Фишир.
На этом наш рассказ завершается. Однако история Безымянного могла продолжиться, хотя бы косвенно. Итак, 3 июня 2018 года на канале Кая Розенкранца в Twitch была анонсирована очень интересная информация. Во время трансляции Бьорн и Дженнифер Панкрац, разработчики студии Piranha Bytes, были в объективе камеры в качестве гостей во время трансляции. Г-н и г-жа Панкрац заявили, что на данный момент уже идет подготовительный этап к началу разработки Gothic 5…
Источники
- https://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult/12410-gotik-rok-istoriya-mrachnoj-sceny
- https://www.the-village.ru/weekend/the-village-guide/arsenal-vystavka-vazari-gotika
- https://ixbt.games/reviews/2021/01/27/surovoe-tyuremnoe-fentezi-vspominaem-gothic.html
- https://dommol29.ru/istoriya-bezymyannogo-iz-serii-igr-gothic/