- Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект
- Исполнительные функции
- Интеллект и образование
- Музыка помогает снизить стресс
- Музыка помогает учиться
- Музыка облегчает боль
- От грустной музыки не всегда становится грустно
- Музыка производит положительный терапевтический эффект
- Музыка действительно задает настроение
- Роль музыкального сопровождения во время физической.
- Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние.
- О роли музыки в жизни человека | Статья в журнале.
- Как правильно слушать музыку
Музыка — это удивительный, неизвестный, более высокий уровень информации. Музыка и влияние, которое она оказывает на людей, настолько велико, что его невозможно понять. Вот почему встреча с ней — это волшебное удовольствие.
Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект
Слушать музыку не только приятно, но и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому простое пение или прослушивание песен может помочь при расстройствах настроения, депрессии, тревожных расстройствах и других проблемах психического здоровья. Многие исследователи считают, что музыка может влиять на различные участки мозга и улучшать определенные функции мозга благодаря нейропластичности. Норвежские преподаватели нейробиологии AreBrean и GeirUlveSkjeje рассказывают о том, действительно ли это влияет на память, силу воли и другие когнитивные способности.
РБК Trends сообщает, что «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект», глава из книги. Материал подготовлен в сотрудничестве с издательством «Альпина Пресс».
Исполнительные функции
Исполнительные функции — это процессы в мозге, связанные с когнитивным контролем (т.е. внимание, концентрация и устойчивость к искушениям), рабочей памятью и гибкостью ума (способность быстро переключаться между различными задачами). Эти способности контролируются лобными долями, которые позволяют нам концентрироваться на целях и средствах и изменять свое поведение с помощью силы воли в ответ на изменения во внешней среде.
Обучение игре на инструменте требует развития таких качеств, как концентрация внимания, рабочая память, способность переключаться между различными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических задач) и выносливость. Музыкальное образование влияет на эти качества. Например, одно исследование показало улучшения в исполнительном функционировании детей уже на 20-й день. Другое исследование показало увеличение объема рабочей памяти у детей, которые занимались музыкой в течение 18 месяцев, по сравнению с контрольной группой, в которой за тот же период обучались по общей научной программе (исследование Rodin-, 2012). Однако, опять же, очень трудно провести различие между эффектами, которые оказывает музыка в частности, и общими преимуществами, достигаемыми благодаря систематической практике.
Интеллект и образование
Существуют доказательства того, что в среднем люди, изучавшие музыку, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Могут ли общие базовые факторы (например, социально-экономическое происхождение родителей) объяснить и то, и другое? Или существует прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответы на эти вопросы остаются неуловимыми.
Канадский психолог профессор Э. Глен Шелленберг в различных исследованиях пытался скорректировать социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей в возрасте 6-11 лет, а также связь между обучением детей музыке, IQ и академической успеваемостью молодых людей. Было проведено несколько долгосрочных исследований, в которых за детьми наблюдали в течение длительного времени. Эти исследования показали те же результаты. Очевидно, что изучение музыки положительно влияет на успехи в учебе, а также на общий уровень IQ. Большинство исследователей считают, что обучение музыке оказывает непосредственное влияние на исполнительное функционирование. Этому есть логическое объяснение. Обучение музыке предъявляет более высокие требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрировать внимание и рабочую память в течение более длительных периодов времени. Это вызывает измеримые изменения в организме ребенка, например, увеличение размера мозолистого тела, и улучшает межполушарную коммуникацию. Кроме того, обучение старинной музыке может дать ребенку опыт того, что умственный труд, требующий концентрации, настойчивости и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок решит усердно работать в школе и уделять как можно больше внимания будущему обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется надолго. В исследовании Ханны-Пладди и МакКея приняли участие люди в возрасте 60-83 лет. Они обнаружили, что у тех, кто играл в оркестрах более 10 лет в детстве и юности, средняя память и зрительное восприятие пространства были лучше, чем у тех, кто не имел такого опыта. Музыканты никогда не теряют своих навыков. Однако никогда не поздно начать учиться музыке, даже если вы не занимались ею в детстве. Исследование людей в возрасте 65-80 лет, которые начали учиться игре на фортепиано только в этом возрасте, показало, что через шесть месяцев их рабочая память, моторные навыки и ритм значительно улучшились. Их результаты сравнивались с результатами группы, занимавшейся другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага изучила 157 пар близнецов, совпадающих по возрасту. Они обнаружили, что у тех, кто всю жизнь играл на музыкальных инструментах, вероятность развития слабоумия в старости была гораздо ниже, чем у их братьев и сестер, которые никогда не занимались музыкой.
Возраст мозга можно определить с помощью магнитно-резонансной томографии. Исследователи изучили снимки МРТ головного мозга пациентов, хранящиеся в базе данных, чтобы вывести средние показатели для разных возрастов. Затем они сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это как компьютер для нашего времени. Вы вводите свой пульс в состоянии покоя, рост, вес и объем талии. Затем вы получаете свой биологический возраст, который может сильно отличаться от вашего хронологического возраста. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмозера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и людей, которые никогда не занимались музыкой. В среднем, они обнаружили, что мозг музыкантов был моложе, чем реальный возраст людей (т.е. они выглядели моложе на снимках МРТ). Однако результаты этого исследования не показали никакой корреляции между типом молодости мозга и количеством музыкальной практики. Было установлено, что ум музыкантов-любителей находится на современном уровне. Профессиональные музыканты в среднем имели более молодой мозг, но в меньшей степени. Полученные результаты вызвали дискуссию: неужели профессиональные музыканты настолько подвержены стрессу, что снижают положительный эффект от занятий музыкой? А музыкантам-любителям полезно заниматься другими умственными делами во время работы? Исследования показали, что разнообразие видов деятельности лучше стимулирует мозговую активность, чем однообразие. То же самое относится и к музыке.
Ученые утверждают, что прослушивание классической музыки оказывает на нервную систему человека такое же воздействие, как антидепрессанты и седативные препараты. Многочисленные исследования показали, что
Музыка помогает снизить стресс
Издавна считается, что спокойная, медитативная музыка помогает бороться со стрессом. Научные исследования подтверждают это.
В 2013 году ученые провели эксперимент Мириам В. Тома. В этом эксперименте участники должны были попасть в стрессовую ситуацию после того, как услышат определенные звуки. Для одной группы это была приятная мелодия, для другой — шум стремительной воды, а для третьей — просто тишина. Расслабляющая музыка зарекомендовала себя как лучший способ восстановления после стресса.
Музыка помогает учиться
Хотя это утверждение верно, оно относится не ко всем. Некоторым это помогает, других это только отвлекает.
Стили музыки и (сюрприз!) музыкальное образование может оказать влияние. В эксперименте, проведенном в 2013 году Бенджамином Голдом (BenjaminP.Gold), студенты с музыкальным образованием лучше справлялись с заданиями, когда их слушали под нейтральную, не отвлекающую музыку. Напротив, студентам, не имеющим соответствующих навыков, помогали встать на позитивный путь. Ученые считают, что такие мелодии вызывали приятные эмоции, которые улучшали материальную память.
Психологи также обнаружили, Karen M. Ludke, 2014, что при изучении иностранных слов и фраз лучше делать это на псалмах. Таким образом, они запоминаются быстрее и лучше, чем при произнесении вслух.
Поэтому музыка может влиять на концентрацию внимания и память, но ее воздействие может быть разным у разных людей. Понаблюдайте за собой и найдите то, что вам подходит. Если музыка отвлекает вас, вам нужно что-то с простой структурой, нейтральное и с фоном. В противном случае вы можете использовать любую музыку, которая вам нравится.
Музыка облегчает боль
Существует множество факторов, подтверждающих этот факт. Исследование 2013 года, проведенное Марией Долорес Ониева-Зафра среди пациентов с фибромиалгией (заболевание, характеризующееся болью в различных частях тела), показало, что те, кто регулярно слушал музыку в течение 60 минут ежедневно, испытывали меньшую боль, чем участники контрольной группы. Также был обнаружен побочный, но благоприятный эффект — снижение уровня депрессии.
В 2015 году Дженни Холл (Jenny Hall) из MBBS провела прекрасный анализ исследования о влиянии музыки на обезболивание и обнаружила, что пациенты, слушавшие музыку во время или после операции, испытывали меньше боли и стресса, чем те, кто ничего не слушал. Было установлено, что музыкальная терапия более эффективна перед операцией (интересно, что пациентам требовалось значительно меньше обезболивающих препаратов).
Музыка и ее воздействие на человеческий организм чрезвычайно ценны. Это неоднократно доказано многочисленными экспериментами ученых из разных стран. Музыка и музыкальная терапия имеют возможность стать инструментом для здоровья и долголетия.
От грустной музыки не всегда становится грустно
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Frontiers In Psychology в 2013 году, грустная музыка не обязательно вызывает желание плакать. Результаты показывают, что музыка вызывает два типа эмоций. Это означает, что многие люди чувствуют грусть, слушая грустную музыку, но сам процесс прослушивания не является эмоционально депрессивным.
В исследовании, в котором приняли участие 44 человека, результаты показали, что «хотя грустная музыка воспринималась как трагическая, ее слушание заставляло ее чувствовать себя романтичной, счастливой и гораздо более грустной, чем она воспринималась когнитивно». Поэтому, когда под грустную музыку участники исследования испытывали противоречивые эмоции.
Музыка производит положительный терапевтический эффект
Музыка издавна использовалась для ритуального очищения во всем мире. Наука показывает, что это происходит по тем или иным причинам. В исследовании Доун Кент из Гарвардского университета 2006 года под названием «Влияние музыки на человеческое тело и разум» сообщается, что Платон предложил использовать музыку для лечения стресса, а Аристотель рассматривал музыкальные инструменты для помощи в нестабильных эмоциональных ситуациях. В Древней Греции Аполлон был богом музыки и здоровья.
Музыка оказывает серьезное нормальное влияние на многие биологические процессы, — говорится в исследовании Кента. — «Он уменьшает последствия усталости, изменяет частоту сердечных сокращений, выравнивает дыхание и кровяное давление, плюс умственная активность».
В качестве доказательства Кент ссылается на работу Мишеля Лефьева 2004 года «Игра со звуком: терапевтическое использование музыки в непосредственной работе с детьми». Он говорит, что клещи и мощные гремучие змеи могут вызвать панику и усилить стресс.
Одна из теорий объясняет это своеобразным «влиянием Моцарта». Исследования подтвердили, что при прослушивании печально известной «2-й сонаты Пьяны» Лемера у пациентов наблюдались признаки эпилептических припадков, даже признаки ком сна.
Музыка действительно задает настроение
Музыка может повышать либидо, — сказал EverydayHealth клинический психолог и семейный консультант КертисЛеванг. Уролог Ю. Марк Хонг также представил свое мнение: он объяснил, что музыка и секс похожи тем, что вызывают сильные эмоциональные реакции. Поэтому, по его словам, вполне реально использовать музыку для повышения уровня серотонина в крови и помощи мужчинам с низким уровнем тестостерона.
Кроме того, музыкальное сопровождение может помочь вам добиться успеха на первом свидании. Согласно исследованию, проведенному во Франции, свободные женщины, которые слушали романтическую музыку, гораздо охотнее давали вам свой номер телефона, чем те, кто слушал нейтральную музыку.
Музыка оказывает значительное влияние на сознание и выработку определенных гормонов. В совокупности эти факторы снижают ощущение боли, как физической, так и психической.
Роль музыкального сопровождения во время физической.
2. влияние музыки на человека. Влияние музыки на нормальные процессы человеческого организма было предметом исследований ученых разных стран.
Результаты показали, что на силу, гибкость и мышечный тонус влияют звук и вибрация.
Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние.
Поскольку звук может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организм человека, многие люди сегодня имеют проблемы со слухом.
4 Правила ухода за слуховой системой, определение терапевтического воздействия звука на здоровье человека.
О роли музыки в жизни человека | Статья в журнале.
Звук — это природное явление, воспринимаемое ухом и возникающее в результате колебательного движения частиц в воздухе или другой среде.
Если говорить о медицинском воздействии музыки на организм человека, то было доказано, что она может регулировать кровяное давление.
По мнению ученых, народная музыка формирует у слушателей поведенческие, нравственные и ценностные ориентации и приобщает их к культурному наследию. Такие мелодии передают социальный опыт и повышают творческий потенциал.
Как правильно слушать музыку
Музыка часто воспринимается как фоновый шум, дополняющий моменты предвкушения. Чтобы в полной мере оценить его силу, нужно научиться правильно слушать его. Американский композитор Эллиотт Шварц предложил семь шагов к полному погружению в мир музыки.
- Необходимо чувствовать музыку. Воспринимать разные звуки как мелодии. Шум холодильника, стук дождя по стеклу, шум ветра — при регулярной тренировке звуковой чувствительности все это может складываться в ритмичную единую композицию. Данное упражнение поможет уловить больше нюансов в музыке.
- Наблюдать за временем. Это неотъемлемый инструмент музыканта. Нужно научиться чувствовать течение времени, как оно отражается в композиции.
- Развитие музыкальной памяти. Следует внимательно вслушиваться в различные отрезки мелодии, учиться их сопоставлять, выделять схожие и разные моменты, искать повторы элементов.
- Знать термины. Чтобы правильно описать музыку, нужно немного изучить мир ее терминологии.
- Концентрация. Сочиняя длинные произведения, музыканты применяют различные техники. Для ориентирования в длинном музыкальном отрывке используются ориентиры. Научившись их находить и отличать, станет легко концентрировать внимание во время прослушивания длительных мелодий.
- Объективность. Воспринимать музыку следует такой, какая она есть. Не стоит выискивать моменты, которые хотелось бы услышать. Использование музыкальной терминологии поможет уменьшить эмоциональную реакцию на мелодию и объективно сравнить различные жанры.
- Контекст. Невозможно воспринимать музыку с полной объективностью, на нее оказывают влияние вкусовые предпочтения, чувства, ощущения. Для беспристрастной оценки музыкального произведения необходимо знать его контекст, историю написания, биографию автора.
Конечно, музыка может помочь поднять настроение во время учебы. Однако если вы не справляетесь с учебой в университете, рекомендуется обратиться к экспертам Phoenix.Help. Они выполняют любую студенческую работу идеально и в короткие сроки.