- Обзор игры Mafia: Definitive Edition. Ремастер легенды, от которого нельзя отказаться
- История серии для ньюфагов
- Что лучше – Мафия 2 или новая версия Мафия 3, сравнение
- Сюжет
- Геймплей
- Отличный видеоряд vs. Ужасная постановка диалогов
- Типовые миссии vs. Прекрасная стрельба
- Видео
- Геймплей
- «Мафия»
- «Мафия 3»: игровой мир
- «Мафия 3»: персонажи и классы
Другим примером переработки сюжета в сторону реализма является возможность проходить некоторые задания в стелс-режиме не поднимая на уши всех врагов поблизости.
Обзор игры Mafia: Definitive Edition. Ремастер легенды, от которого нельзя отказаться
Одной из самых ожидаемых игр этой осени лично для меня было переиздание любимой и запомнившейся с детства Мафии. С нетерпением ждал ремастер с момента появления первого официального трейлера и раз двадцать пересмотрел видео с геймплеем.
В свое время именно с этой игры начал свое знакомство с историей мафиозных противостояний в США и решил пересмотреть культовые фильмы 70-80х годов про мафию.
Ради такого случая даже выпросил право писать обзор у нашего штатного игроведа Артёма Баусова, а первые сутки после появления игры в Steam провел перед экраном компьютера. Спешу поделиться своим мнением и впечатлениями.
История серии для ньюфагов
Быстро веду в курс дела тех, кто раньше не слышал об этой легендарной игровой серии игр. Остальные могут просто включить оригинальный саундтрек из первой части и перейти к следующей главе.
Mafia: The City of Lost Heaven – игра в жанре шутера от третьего лица с открытым миром. Разработана компанией Illusion Softworks (позже преобразованной в 2K Czech) и появилась на прилавках магазинов в 2002 году. На консоли Mafia добралась лишь спустя два года.
Новой игре про гангстеров пришлось выходить из тени более именитой Grand Theft Auto III, которая вышла годом ранее, и ее не менее известного продолжения Grand Theft Auto: Vice City, появившегося за пару месяцев до Mafia.
С такими конкурентами игра могла запросто затеряться или просто остаться незамеченной на волне популярности “всемогущей” GTA с открытым миром и кучей возможностей.
В те годы ни о какой сетевой игре, кооперативе и онлайне речь не шла, разработчики вкладывались в одиночную компанию сразу на 100%, а не надеялись на выпуск дополнений, карт и скинов . Так в тех же играх GTA мы получали многочасовой сюжет, множество побочных миссий и другие необязательные, но интересные активности.
Здесь был поиск скрытых предметов, безбашенные прыжки на автомобилях, угон тачек на заказ, уничтожение транспорта, мини-игры с радиоуправляемой техникой. А еще множество миссий за полицейского, пожарного, медика, таксиста. Все это дополнялось большим даже по сегодняшним меркам игровым миром, обширным автопарком и практически полной свободой действий.
Главные конкуренты Mafia: GTA III и GTA Vice City
На фоне серии GTA первая Mafia смотрелась довольно скромно. Игровой мир хоть и большой, но выпускают туда редко и в основном по заранее заданному маршруту. Проходить большую часть миссий приходится линейно и лишь иногда есть небольшой выбор, который влияет на сюжет. Периодически предлагают выполнить побочную миссию, чтобы научиться угонять новый автомобиль.
Даже после полного прохождения сюжета, когда открывался режим песочницы с поиском секретных тачек, погоней за невидимками и поездками на взрывоопасных машинах, контента в Mafia было намного меньше, чем в GTA.
Оригинальная Mafia 2002 года выпуска
Однако, даже при этом первая игра в серии Mafia стала культовой и покорила игроков достоверно перенесенной атмосферой США 30-х годов XX века. Сюжет не уступал Крестному отцу или Лицу со шрамом, а саундтрек удачно подчеркивал тяжелую, но романтичную судьбу гангстеров во времена великой депрессии.
Именно атмосферы какой-то временной эпохи и кинематографичного сюжета так не хватало в GTA III. Разработчики попытались устранить это в Vice City.
Mafia 2 – продолжение, которое не всем пришлось по вкусу
В 2010 году вышло продолжение серии под названием Mafia II. Здесь создатели удачно подгадали время, игроки уже во всю наигрались в GTA IV (которая вышла на пару лет раньше), а о масштабной GTA V ходили лишь слухи и предположения.
На Metacritic оценки критиков и пользователей отличаются разительно. После анализа 31 обзора критиков у игры набралось 62 балла. А вот игроки, оставившие 1356 отзывов, обеспечили ей 3,7 балла. У «Мафии 3» 833 негативных, 250 позитивных и 273 смешанных отзыва.
Что лучше – Мафия 2 или новая версия Мафия 3, сравнение
«Мафия 2» завоевала особый почет и любовь геймеров. Одухотворенные успехом второго творения, разработчики принялись за производство третьей части. Была проведена реструктуризация компании и запущена обширная . Словом, все намекало на то, что фанатов ждет масштабное продолжение. В 2016 году вышла «Мафия 3», но бурные овации от ее выхода буквально через пару месяцев сменились критиком и сравнением с «Мафией 2». Чем же она проиграла предшественнице?
Нужно отдать компании Hangar 13 должное. Она на славу потрудилась над рекламой третьей части и докрасна подогрела интерес фанатов: зрелищные трейлеры и промо-ролики, детализация процесса разработки, постоянные интервью с игровыми порталами. Вероятно, это и стало одной из причин провала игры – планка ожиданий была задрана до небес. А результат им не соответствовал. Разберемся, почему так произошло.
Сюжет
Вторая часть «Мафии» проходит в вымышленном городе Empire Bay. Действия развивались динамично, но с постепенным набором накала. Как и положено по литературному канону. При этом мотивация героев, их поступки, связь событий, диалоги — все идеально сочеталось друг с другом и с выбранной временной эпохой — 50-е годы 20 века. Сюжет не давал зрителю скучать и, в целом, был построен гармонично настолько, что вопрос «А откуда это взялось?» ни разу не проскакивал в голове.
Третья «Мафия» уже не балует нас такими вещами, хоть и перенесена в реальное место — Новый Орлеан 70-х гг. Сюжет сводится к банальной мести, порой настолько жестокой и бестолковой, что хочется дать главному герою щелчок по лбу. Разработчики сделали акцент на мести Линкольна мафиозным структурам и на проблеме расовой дискриминации, хотя в семидесятых было куда как больше всего интересного. Глупо – раз, скучно — два.
Геймплей
«Мафия 3» грешит однотипностью игровых заданий. Если вкратце, то нужно просто месить в кашу всех, кто не нравится. И спустя 3-4 миссии с таким порядком хочется выключить игру и больше к ней не прикасаться. Мало того, что миссии однотипные и не балуют нас замысловатым развитием событий, так они еще и предсказуемые настолько, что мозги в игре не работают вообще. Всегда есть вышка для прицеливания, большой босс в кабинете, куча ящиков с товаром. Хоть за промо-ролики спасибо в конце. Разбавляют рутину.
В «Мафии 2» все было иначе. Миссии выглядели, как самостоятельные главы со своей завязкой. В каждой были свои детали и зацепки, отличавшиеся разнообразием. Играть было интересно.
Действие | «Мафия 2» | «Мафия 3» |
Драки с прохожими | Да | Нет |
Люди | Они реагируют на героя по-разному, убегают от машин, шумят | Дави — не хочу, по улицам бродят манекены, а не люди |
Реакция на оружие | Нет | Испуг. Вызывают полицию |
Вода | Герои не плавают | Можно плавать и использовать водный транспорт |
Пользователей знакомят с невыдающимся темнокожим главным героем и помещают нас в 70-е годы, которые трудно ассоциируются со словом “мафия”. Открытый мир и его возможности по всем статьям проигрывают GTA V (хоть Mafia III и вышла на пару лет позже), миссии в игре довольно однообразные, сюжет скучный, а повествование очень неспешное.
Отличный видеоряд vs. Ужасная постановка диалогов
Центральная сюжетная линия Mafia 3 подается через хорошо срежиссированные видеоролики, где разные свидетели дают показания и рассказывают о приключениях главного героя в прошлом — какой он, дескать, опасный человек. Прием не новый для кинематографа, но в играх он используется довольно редко и еще не успел приесться. Благодаря флешфорвардам вперемешку с кадрами хроники, история воспринимается органично, и нет ощущения, будто сценариста чем-то обидели, как это было в Mafia 2.
Помимо следования по главной магистрали, можно узнать всякие интересные мелочи о своих партнерах или бандитах, на которых ведется охота. И здесь возникает справедливое недоумение. С прекрасными сюжетными роликами соседствуют отвратительно поставленные диалоги со второстепенными персонажами. Информация, которой они делятся, добавляет общего понимания картины происходящего, но выглядит все это довольно странно — два персонажа стоят друг напротив друга, как вкопанные, и проговаривают свои реплики не дрогнув ни единым мускулом. На фоне крутых кат-сцен выглядит все это крайне печально.
Типовые миссии vs. Прекрасная стрельба
Mafia 3 устроена довольно просто: ваша цель — отомстить за близких. Чтобы шалость удалась, вам нужно разрушить предприятия оппонента и основать на их пепелище свой собственный бизнес. Проституция, наркотики и более законные виды деятельности — здесь есть все. Выполнение типовых миссий (убить, украсть, допросить и так далее) ведет к одному из подручных главного босса. И так всю игру. Звучит уныло, но в действии оказывается наоборот.
Хоть сами задачи довольно посредственны, их выполнение доставляет много часов кайфа. Здесь приятная физика оружия и реакции врагов на попадания. Именно так: стрелять (и вообще как угодно сражаться) в новой «Мафии» приятнее, чем ожидалось. Настолько приятнее, что хочется пострелять из всего, что стреляет, не расставаясь при этом с револьвером, который решает все вопросы всего одной пулей. Наконец-то в игре про мафию стало интересно стрелять (ну ничего себе!) и сеять хаос в рядах бандитов, а не просто работать таксистом преступной группировки или продавцом папирос.
В конце концов, большинство заданий можно выполнить скрытно и почти никого не убивать. Стелс тут игрушечный — но это проблема современных экшн-игр в целом, а не только Mafia 3.
Также здесь значительно больше коллекционных предметов, чем в Mafia 2. Теперь можно собирать не только Playboy, но и автомобильные журналы, иллюстрации Альберто Варгаса с обнаженными женщинами, коммунистическую пропаганду и обложки музыкальных альбомов.
Видео
Сюжетная кампания первой Mafia — однозначный повод для гордости бывших сотрудников Illusion Softworks. Для своего времени (напомним, оригинальная игра вышла в 2002 году) это был запредельный уровень исполнения. История простого таксиста, однажды спасшего двух мафиози от убийц из враждебного клана, цепляла с первых минут. Причина проста: едва ли не впервые в игровой индустрии в угловатых болванчиках на экране узнавались настоящие люди. С мотивацией, характером, эмоциями и харизмой.
Скромному парню Томми Анджело неожиданно для самого себя приходится стать членом могущественного клана Сальери, благородных бандитов, ведущих войну с людьми жестокого дона Морелло. Становление молодого преступника, со временем превращающегося в грозу криминального мира, сюжетно не уступает неплохому криминальному роману, а его протагонист по ходу игры здорово раскрывается. Со временем ему придется пойти против своих же подельников, ведь власть меняет людей до неузнаваемости. И это актуально во все времена.
Из скромного и застенчивого парня Томми со временем превращается в хладнокровного убийцу Из скромного и застенчивого парня Томми со временем превращается в хладнокровного убийцу
На атмосферу играло и место действия. Лост Хэвен, городок, в котором разворачивалось действие игры, статичен, но его было интересно исследовать во время прохождения (хотя режим «свободной игры» был довольно бесполезным). Районы города выглядели и ощущались по-разному: в китайском квартале не ходят трамваи, узкие улочки и нищета, зато в деловом районе вы рискуете потеряться среди огромных небоскребов, широких автострад и многочисленных достопримечательностей. Лост Хэвен являл собой лишь большую декорацию (в противовес городу в главном конкуренте игры — GTA 3), но незаметно влюблял в себя раз и навсегда.
Впечатляющий сюжет подкреплялся эффектной подачей: по меркам 2002 года заставки «Мафии» выглядели как настоящее произведение искусства и были срежиссированы не хуже профессионального кино. Пожалуй, именно в Mafia (а не в Shenmue, например) кат-сцены перестали быть просто тропками между геймплейными отрезками, а стали неотъемлемой частью игры. Эффектные ракурсы, живые диалоги и умелый монтаж превращали игру в увлекательный фильм. Нельзя не отметить, что все происходящее в игре плюс-минус было во всех фильмах про мафию — от «Крестного отца» до «Проклятого пути». Но впервые нам предлагали принять в этом непосредственное участие.
Вторая Mafia пошла еще дальше в плане умелой режиссуры. Некоторые сюжетные ролики длились не менее десяти минут и почти целиком состояли из разговоров персонажей в красивых интерьерах. Вдобавок ко всему, добавили продвинутую лицевую анимацию, чего очень не хватало героям первой части. Правда, тут получился конфуз: главный герой, Вито Скалетта, соблюдал покерфейс практически во всех ситуациях, в отличие от второстепенных персонажей. В итоге то, ради чего и стоило затевать пляски с проработанными физиономиями (ведь мы должны ассоциировать себя с протагонистом), оказалось проработано хуже всего. В таких странных просчётах — вся суть относительного провала сиквела.
Геймплей
Что касается самого игрового процесса, то здесь все сложно: сейчас в первую часть играть тяжеловато, и не только в том смысле, что оригинальная Mafia была довольно хардкорной игрой. Просто потому, что технологии совершили значительный скачок вперед, и механика творения Illusion Softworks выглядит устаревшей. Мир игры мертв: где развлечения на любой вкус вроде покупки домов и ограбления банков? Разнообразные побочные квесты? Миллион случайных событий? Где, в конце концов, вышки и лутбоксы? И тем не менее по тогдашним меркам это было что-то фантастическое: городок из прошлого, в котором по улицам ездят машины, похожие на самовары, играет «цыганский блюз», а полицейские следят, чтобы вы не превысили скорость (иначе штраф!) — красота!
С полицейскими можно разойтись полюбовно, уплатив штраф… или развязав кровавую бойню С полицейскими можно разойтись полюбовно, уплатив штраф… или развязав кровавую бойню
Разнообразие миссий достигалось в том числе за счет достоверной имитации рабочих будней мелкой бандитской сошки в начале игры: колесим из района в район, чтобы собрать дань с должников, разгружаем ящики с виски, сопровождаем старших товарищей… А когда что-то идет не так (иначе тут не бывает), расчехляем хиленький револьвер и пытаемся выжить в схватке с превосходящим по численности и вооружению врагом. Постепенно миссии становились все сложнее, Томми получал все более серьезные задания. Именно переход от гангстерской рутины к большим делам мафиозной семьи работал на атмосферу: геймплей определялся сюжетом, а не наоборот.
Mafia никогда не была образцовым экшеном — это правда. Кто-то даже употребил относительно нее обидное словосочетание «польский шутер» (с поправкой на то, что игра — чешская), которым в 2000-х обозначали неловкие попытки разработчиков из Восточной Европы сделать крутой боевик. Стрельба крайне неудобна и реализована максимально криво — маленький прицел над головой, нереальная отдача (при стрельбе из «томпсона» вообще три четверти выпущенных пуль улетало «в молоко»), малый урон. Но снова недостатки игры превращался в достоинства: выход из зоны комфорта удобных «пострелушек» работал на большее погружение. Каждый патрон на счету, каждый враг — потенциальная угроза, каждая перестрелка — большое и запоминающееся событие.
То же самое касается и автомобильной части игры: олдскульные машинки заносило на поворотах, тормозной путь и инертность зашкаливали, а просто угнать любую припаркованную тачку и вовсе нельзя (и это при живой GTA!) — нужно сперва научиться взламывать каждую конкретную модель. Вдобавок, местные авто не походили на склад пиротехники и не хотели взрываться от пары пуль в колесо — нужно было попасть строго в бензобак. Но именно такая, относительно реалистичная физическая модель, и сделала езду особенной. Ты не просто летел, как Призрачный гонщик на неубиваемом небесном болиде, а действительно управлял машиной.
Линкольн — сирота, и до армии его единственной семьей были чернокожие гангстеры, воспитавшие его. Герой не был намерен возвращаться к криминальной жизни, пока не узнал, что группировка чернокожих разгромлена итальянской мафией. Теперь перед ним стоит задача — отомстить обидчикам и создать новую мафиозную семью.
«Мафия»
В остальном же все эти игры дают понять одно – они максимально серьёзные. Они рассказывают серьезные истории, и у них нет времени на глупые развлечения, которые есть в других популярных криминальных драмах. Они имеют дело с такими темами, как расизм, поэтому они могут безнаказанно выкидывать расовые оскорбления. Если не считать бойкости, сюжет в ремейке первой игры, но исключительно из-за странноватой озвучки в некоторых моментах.
Другие истории прекрасны: здесь присутствуют увлекательные и упорные поиски Линкольна Клея мести после возвращения домой из ужасов Вьетнама; спуск Виты Скалетты в циничный нигилизм 1940-х. Однако при всем при этом путь Томми Анджело от таксиста к мужчине казался более полной историей, в которую было добавлено реальное развитие персонажа. В связи с этим оригинал лучше всех остальных частей выделяется своей историей и сюжетной линией.
По итогу можно сказать, что в Mafia: Trilogy есть, по крайней мере, две очень хорошие игры, и одна не очень хорошая, но зато по цене одной игры. У Mafia: Trilogy, безусловно, много контента по такой цене, поэтому можно получить море удовольствия, если вы увлекаетесь очень конкретной вещью, которую они продают (серьёзными историями, криминальными драмами и прочим).
Так, например, Поли из бравого бойца не превращается в запущенного алкоголика в один момент. Весь этот процесс подается постепенно за счет новых вставок, кат-сцен и действий остальных персонажей игры.
«Мафия 3»: игровой мир
Игра «Мафия 3» — это открытый мир, в котором меняется погода и время суток. В городе есть районы и заведения, которые контролируют различные кланы. Герой может ради достижения цели:
- Вступать в конфронтацию с враждебными группировками.
- Вести переговоры с лидерами отдельных семей и переманивать их на свою сторону.
- Подкупать представителей власти и полиции, чтобы получить преимущество или выручить из заключения своих подопечных.
- Вести лояльную политику по отношению к собственным лейтенантам, чтобы они не переметнулись к другим группировкам.
Игрок может выбирать тактику грубого силового давления с перестрелками и градом пуль либо технику скрытого слежения и сбора информации, которой он научился, будучи разведчиком во Вьетнаме.
«Мафия 3»: персонажи и классы
Выход «Мафии 3» вызвал споры среди фанатов относительно персонажей и их роли в сюжете. Помимо Клея, в игре есть такие важные персонажи:
- Лейтенанты — руководители небольших криминальных группировок в составе мафиозных семей. Они выполняют важную роль. Если герой сумеет с ними договориться, оказывают огневую поддержку и могут уладить проблемы с полицией. В обмен требуют выполнения услуг и определенных квестов. Имя одного из лейтенантов Клея — Вито Скалетта. Так звали героя «Мафии 2».
- Джон Донован — армейский друг Линкольна, который помогает ему отомстить за убитых чернокожих и вступает в войну с семьей Маркано. Он же дает показания сенатской комиссии относительно событий 1968 года.
- Джонатан Магуайр — агент ФБР, который в 2016 году рассказывает о своем расследовании мафиозных разборок в 1960-х годах.
- Отец Джеймс — католический священник, который вырастил Линкольна, когда тот остался без родителей.