- В погоне за идеалом. Легкий танк тяжелого бронирования
- Т-50: возвращение к замечательному танку с отвратительной судьбой
- Сколько весит танк Т-90
- Сколько весит танк Т-34
- Вооружение
- Модификации и машины на базе Т-70
- Технические характеристики танка Т-50
- Модификации
- Практика истории
- Описание конструкции
- Тактико-технические характеристики Танка КВ-1
- Корпус и башня танка
- Вооружение
- Двигатель, трансмиссия, ходовая часть
- Сколько весит танк АТ-2
Теперь вы знаете, сколько весит танк, и как видите, его масса зависит от модификации. Кроме того, для определения веса танка не нужно его взвешивать, а достаточно рассчитать массу, учитывая плотность металла и вес боевого оснащения.
В погоне за идеалом. Легкий танк тяжелого бронирования
Интересная статья уважаемого Юрия Пашолока, которая, думаю, заинтересует коллег. Данная статья выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье « Легкий танк тяжелого бронирования — ЛТТБ. Новая альтернативная машина от Wargaming ».
Легкие танки первого периода Великой Отечественной войны создавались скорее как дешевые и простые машины, пригодные для массового производства в тяжелейших условиях. К 1943 году промышленность Советского Союза восстановилась, а необходимость в хорошем легком танке никуда не делась. Конструкторские бюро включились в работу. В итоге к концу марта 1944 года на горизонте замаячил проект, который иначе, как легким танком тяжелого бронирования и не назвать. Именно с таким названием (ЛТТБ, «легкий танк тяжелого бронирования») эта машина и попала в World of Tanks.
Т-50: возвращение к замечательному танку с отвратительной судьбой
Весной 1943 года в руководстве Главного Автобронетанкового Управления (ГАБТУ КА) появилось понимание, что ресурсы развития легкого танка Т-70 подходят к концу. Итогом глубокой модернизации стал Т-80 с двухместной башней и форсированным двигателем, но уже к моменту завершения испытаний этот танк безнадежно устарел. Даже установка длинноствольной пушки ВТ-43, так и оставшейся опытной, слабо решала проблему повышения огневой мощи. Еще хуже обстояло дело с бронированием. Т-70 создавался с расчетом защиты лобовой проекции от огня 37-мм противотанковой пушки, а в начале 1943 года основой немецкой противотанковой артиллерии была уже 75-мм пушка Pak 40, которая постепенно заменяла 50-мм пушку Pak 38. А даже Pak 38 пробивала советские легкие танки едва ли не навылет.
Проблема усиления бронирования Т-80 оказалась неразрешимой, да и сколько можно было модернизировать машину, фактически представлявшую собой глубокую переработку малого танка-амфибии Т-40? В конце концов, Т-60, созданный на базе Т-40, был всего лишь «бюджетным» дополнением к Т-50, который весил почти в 3 раза больше и имел куда более значительные резервы для модернизации. Увы, ряд проблем, прежде всего с силовой установкой, не позволил развернуть полноценное производство Т-50, потому зимой 1942 года и появился Т-70. Детище Астрова уступало Т-50 почти по всем характеристикам, но оказалось гораздо более простым, не имеющим дефицитных узлов, да и организация его производства на предприятиях, уже выпускавших Т-60, было делом недолгим.
Считается, что после снятия с производства Т-80 разработка легких танков в СССР закончилась. Некоторые отечественные военные историки вспоминают инициативные разработки, которые предлагались заводами, производившими САУ СУ-76. На самом же деле никакой остановки не было. Другое дело, что на ГАЗ и другие предприятия, выпускавшие легкие танки и САУ на их базе, более ставки не делалось. База Т-70 не рассматривалась перспективной, поскольку масса в 10–12 тонн была для нее предельной, да и подходящей силовой установки не имелось. Одним словом, создавать новую машину предстояло с нуля.
Т-50, самый передовой легкий танк на момент создания. Увы, его судьба оказалась несчастливой. Но спустя 1,5 года после завершения производства он снова оказался востребован
Первые признаки смены приоритетов имели место в конце апреля 1943 года. В это время из архива были извлечены характеристики и результаты испытаний Т-50. Танк, созданный по требованиям, датированным еще началом 1940 года, даже весной 1943 года по всем характеристикам превосходил новый Т-80. Чтобы сделать его соответствующим реалиям весны 1943 года, требовалось всего три вещи:
- • заменить 45-мм пушку на более мощное орудие;
- • решить проблему с силовой установкой;
- • решить вопрос с производственной базой и конструкторским бюро.
Первый пункт выглядел наименее проблематичным. Размеры башни Т-50 теоретически позволяли установить внутрь 76-мм пушку Ф-34 или 57-мм ЗИС-4, правда, при этом пришлось бы убрать из нее командира. С другой стороны, никто не мешал перепроектировать саму башню и решить и этот вопрос. Что касается двигателя, то и тут проблема была потенциально решаема. На ЯАЗ предполагалось освоить лицензионное производство американских дизельных двигателей GMC-4–71, а спаренная установка таких моторов позволяла получить необходимую мощность.
Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».
Сколько весит танк Т-90
Модель является усовершенствованным вариантом танка Т-72. Обладает высокими боевыми и техническими характеристиками, позволяющими выдерживать бои в любых климатических условиях.
Вес танка Т-90 — 46,5 тонн.
Вес танка Т-90 — 46,5 тонн. Боевая машина оснащена пусковой установкой 125-мм, предназначенной для поражения целей всех видов, а также прицельным комплексом и тепловизором. Танк обладает высокой скорострельностью, отличной скоростью (60 км), а в состав экипажа входит три человека.
Сколько весит танк Т-34
Т-34 – настоящая военная легенда. Производство первых «тридцатичетверок» началось в 1940 году, а к началу 1941 года на вооружении СССР было около 1225 единиц техники. Танк модели Т-34 на протяжении военных лет несколько раз изменял и совершенствовал свои технические характеристики. Поэтому масса в разные годы выпуска также была неодинаковой:
- Выпуск 1940 г – 26,3 т
- Выпуск 1941 г – 28 т
- Выпуск 1942 г – 28,5 т
- Выпуск 1943 г – 30,9 т
При этом в общей массе боевой машины вес гусениц занимает около 1150 кг. При сравнении веса боевой башни танка 1940 и 1942 годов, то заметна тенденция к увеличению – с 3200 до 3900 кг. Экипаж Т-34 включает стрелка-радиста, механика-водителя, заряжающего и командира.
Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».
Вооружение
20 мм автоматическую пушку ТНШ на Т-70 сменило 45 мм орудие 20К. Разработанная ещё в начале 30-х, эта пушка успешно применялась на многих довоенных советских танках и бронеавтомобилях.
Основным боеприпасом были унитарные выстрелы с бронебойными снарядами БР-240.
На небольшой дистанции они пробивали вертикальный лист брони толщиной около 50 мм, а 18-19 грамм гексала обеспечивали заброневое действие.
Сплошной снаряд БР-240СП не имел разрывного заряда, но его пробиваемость была чуть лучше – до 60 мм брони. В 1942 году для поражения новых немецких танков с лучшей защитой, разработали подкалиберный снаряд БР-240П с вольфрамовым сердечником. Он мог пробить и 90 мм бронелист, хотя только с небольших дистанций.
Для борьбы с группами пехоты и небронированной техникой мог применяться осколочный снаряд О-240. Его применение сопрягалось с некоторыми сложностями – из-за меньшей начальной скорости снаряда автоматика пушки не срабатывала, и гильзу приходилось вынимать вручную. На других машинах это могло значить только потерю скорострельности. Для Т-70 это означало, что гильзу, в условиях тесной башенки, будет «выковыривать» командир, полностью теряющий в такие моменты контроль над обстановкой.
Спаренный с пушкой пулемёт Дегтярёва комплектовался 15 дисками. Оружие для самообороны танкистов, помимо 10 гранат Ф-1, пополнилось пистолетом-пулемётом ППШ с тремя запасными магазинами.
Модификации и машины на базе Т-70
Единственной серийной модификацией (помимо базовой) стал Т-70М. На него устанавливались гусеницы увеличенной ширины, но для этого также потребовалось установить другие опорные катки, торсионы большего диаметра, и усиленные тормоза. Ни один из этих узлов не был взаимозаменяем с агрегатами танков базовой серии, а доработать прежние машины до стандарта Т-70М было невозможно.
Широкое распространение получила самоходка СУ-76, построенная на удлинённом шасси «семидесятого».
И не просто широкое – она стала одной из самых массовых бронемашин в РККА. Вооружалась она трёхдюймовой дивизионной пушкой ЗиС-3 и применялась в основном для непосредственной огневой поддержки пехоты.
В 1942 году на базе «семидесятого» попробовали изготовить самоходную зенитку. С башни срезали крышу, а вместо 45 мм орудия установили 37 мм автоматическую пушку Ш-37. Другие попытки привели к появлению опытных зениток со спаркой из пулемётов ДШК.
В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге получился танк Т-80.
Командирский купол и функциональное разделение обязанностей, было применено впервые в истории советского танкостроения. Командир танка Т-50 мог вести наблюдение не отвлекаясь на ведение огня.
Технические характеристики танка Т-50
Общая информация
- Тип – легкий танк;
- Боевая масса – 13,8 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Количество выпущенных – 75 штук.
- Длина корпуса – 5200 мм;
- Ширина корпуса – 2470 мм;
- Высота – 2165 мм;
- Клиренс – 350 мм.
Бронирование
- Тип брони – стальная цементованная, высокой твердости;
- Лоб корпуса (верх) – 37/50° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) – 45/225° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 37/40° мм/град;
- Борт корпуса (низ) – 37/90° мм/град;
- Корма корпуса (верх) – 25/63° мм/град;
- Корма корпуса (низ) – 37/10° мм/град;
- Днище – 12-15 мм;
- Крыша корпуса – 15 мм;
- Лоб башни – 37/65-85° мм/град;
- Маска орудия – 37 мм;
- Борт башни – 37/20° мм/град;
- Корма башни – 15/15° мм/град.
- Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки – 150;
- Прицелы – ТОС и ПТ-1;
- Пулеметы – 2 × 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателя – дизельный;
- Мощность двигателя – 300 л.с.;
- Скорость по шоссе – 60 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 40 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 344 км;
- Запас хода по пересеченной местности – 280 км;
- Удельная мощность – 21,7 л.с./т;
- Тип подвески – торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,56 , кг/см²;
- Преодолеваемый подъем – 40°;
- Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
- Преодолеваемый ров – 2,2 м;
- Преодолеваемый брод – 1,1 м.
Модификации
Официально Т-50 выпускали в одной серийной модификации, но ее можно разделить на два типа:
- Базовый Т-50;
- Упрощенная модель. Она имела 40-мм гомогенную броню, литую башню, а у некоторых танков этого типа не было командирской башенки.
Также есть информация о том, что в ходе войны Т-50 прямо в полевых условиях оборудовали броневыми экранами.
На базе Т-50 не выпускалось никаких других боевых машин, но было несколько проектов:
- Т-127, с зауженным корпусом и более тонкой катаной броней, что уменьшало его массу;
- Т-52 или Т-50-2, с более мощными пушками или даже 25-мм зенитной автоматической пушкой;
- СУ-Т-50 – САУ на основе Т-50 с 76-мм пушкой.
Все проекты из-за начала войны пришлось закрыть.
Игра World of Tanks – прекрасная возможность хотя бы «виртуально» поуправлять танками и другой военной техникой. Танк АТ 2 является боевой единицей пятого уровня британской ветки развития (класс ПТ-САУ).
Практика истории
История танкостроения не самая простая штука, и для освоения сложного вопрос нет ничего лучше практики. И тут есть один интересный момент в помощь — игра World of Tanks.
Многие подумают: как так, неисторичная аркада, что там можно узнать? Да, WoT не танковый симулятор — это скорее симулятор танкостроения, показывающий развитие национальных школ и общих идей. Например, те же лёгкие танки.
Многие высокоуровневые лёгкие танки в WoT остались на бумаге. Например, Т-100
На малых уровнях — это основные машины. Они сильны, бодры и веселы, зачастую занимают нишу средних и тяжёлых танков (автор с любовью вспоминает немецкий трофейный «Гочкис», прозванный «песочным маусом», на котором как-то сделал 14 фрагов). Но с ростом уровней, как и в реальности, вперёд выбиваются тяжёлые конкуренты. У них и пушки большие, и броня снаряд держит. Лёгким танкам остаются подвижность и разведка: да, со сверхтяжёлым монстром не справиться в одиночку, но неподвижную тушу легко обойти и показать союзникам.
Наконец, к старшим уровням к лёгким танкам возвращается уверенность. Конечно, это не машины 80-х годов, но зачастую это прототипы 60-х — нереализованные идеи, благодаря которым потом и случится ренессанс лёгкого танка. Он злой, способен сам загрызть даже самого опасного противника в одиночку, а главное — он всё так же подвижен.
Именно за подобное отражение истории World of Tanks по сей день любят многие милитаристы. Лёгкие же танки постепенно возвращаются в войска и имеют все шансы вскоре снова стать основными машинами — что в своё время произошло в WoT (когда ввели ЛТ десятого уровня). Посмотрим, случится ли это в реальности.
Описание конструкции
Схему компоновки Т-70 унаследовал от предшественника. Трансмиссия находилась в передней части сварного корпуса, в корме – топливные баки и система охлаждения, боевое отделение совмещалось с моторным. А вот сама силовая установка изменилась – вместо одного шестицилиндрового автомобильного мотора стали устанавливать два. Соответственно вдвое – до 140 л.с. – возросла мощность. Двигатели запускались соединёнными в параллель электростартёрами, в наличии имелся котёл предпускового подогревателя.
Четырёхскоростная коробка передач Т-70 изготовлялась на основе узлов от КПП грузовика ЗиС-5. Ходовая часть несколько изменилась из-за увеличения общей длины – опорных катков стало не четыре, а пять. Подвеска сохранилась торсионная, без амортизаторов.
Два танкиста сидели друг за другом, слева от двигателей. Командир оставался перегруженным обязанностями – он также выполнял задачи наводчика и заряжающего. На Т-70, в отличие от предшественника, переговорное устройство для членов экипажа вошло в штатное оснащение линейных лёгких танков. Радиостанциями по-прежнему оснащались только командирские машины.
Для обеспечения работы раций на командирских Т-70 ставились более мощные генераторы.
Толщину верхнего лобового листа Т-70 довели до 35 мм (он имел угол наклона 62⁰), нижнего (с меньшим углом наклона) –до 45 мм. Такая броня могла защитить от 37 мм и 50 мм снарядов. Толщина вертикальных бортов – 15 мм, достаточная для защиты от пуль. Рубка механика-водителя с лобового листа исчезла, теперь в нём выполнялся только люк со смотровой щелью.
Восьмигранная башня сваривалась из 35 мм листов брони, вместо 25 мм у Т-60. Спереди её закрывала 50 мм литая маска. В крышке башенного люка имелся один поворотный смотровой прибор для командира. Как и на Т-60, в процессе производства Т-70 его защищённость несколько улучшилась за счёт смены гомогенной брони на поверхностно-укреплённую.
Принят танк на вооружение в феврале 1941 года. Производился на заводе № 174 имени К. Е. Ворошилова. С июля 1941 до февраля 1942 года изготовлено 65 единиц.
Тактико-технические характеристики Танка КВ-1
Для 40-х годов 20 века конструкция и технические характеристики КВ-1 считалась передовыми. Отказ от многобашенности привел к увеличению проходимости и динамических качеств машины. Конструкция танка считается классической для данного вида машин. В задней части расположен дизельный двигатель и боекомплект с запасом в 50 снарядов. В средней части расположился экипаж из 5 человек и башня (в модификациях установлена командирская башенка). На башне установлено главное орудие калибра 76 мм и 3 пулемета.
калибр главного орудия КВ-1, установленного на башне
Корпус и башня танка
Корпус танка выполнен из катаной стали, которая обеспечивает уменьшение толщины брони по сравнению с обычной сталью с учетом сокращения массы и бронепробиваемости. Бронирование частей корпуса составляло:
- верхняя часть лобового корпуса −75 мм;
- средняя часть корпуса — 60 мм;
- нижняя часть корпуса — 75 мм;
- бортовая часть — 75 мм;
- задняя часть (корма) — 60-75 мм;
- днище имело толщину 30-40 мм;
- крыша корпуса — 30-40 мм;
- маска орудия — 90 мм;
Корпус сварен стальными швами с бронированием управления.
Общее бронирование корпуса по сравнению с конкурентами тяжеловесами иностранного производства аналогично, однако с учетом подвижности и динамики КВ-1 модель превосходила конкурентов в классе.
Пробиваемость танка противотанковыми средствами противника отсутствовала. В период Великой Отечественной войны силы вермахта пробивали танки КВ-1 только с помощью зенитных орудий калибра 88-мм. Стандартные противотанковые средства противника причиняли вмятины, но пробитие или контузия экипажа не происходила.
КВ-1 в музее
Бронирование днища позволяло выдерживать подрыв противотанковых средств (мин) среднего размера без тотального уничтожения машины. В 1943 году с появлением танков «Тигр», оснащенных орудием в 88-мм пробитие стало возможным на дистанциях в 1,5-2,5 километра. Появление этих вражеских моделей завершило модернизацию и производства модификаций КВ-1.
Смотрите также статью Немецкий танк «Тигр» и его история создания
Вооружение
Вооружение танка составляют — орудие калибра 76 мм. Пушка в 1940-1942 годах способна пробить броню имеющихся вражеских машин, но с появлением в наличии вермахта «Тигра» и «Пантеры». Пробиваемость орудия составила 200 мм катаной гомогенной стали — этого показателя достаточно для уничтожения средних танков вермахта и его сателлитов. Боекомплект орудия составил 111 выстрелов.
выстрелов составляет боекомплект основного орудия
Кроме орудия танк обладал тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Два расположены в передней части, один сзади башни. Комплект выстрелов к каждому пулемету составлял 900 патронов. Они предназначались для борьбы с легкой бронированной и автомобильной техникой и для поражения живой силы противника. Экипажу в комплекте полагалось наличие сигнального пистолета и 4 ручных гранта для самообороны.
Пушка ЗИС — 5 на КВ-1
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть
На тяжелый танк при разработке впервые поставили дизельный двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных силы. Во время Великой Отечественной войны устанавливался мотор с объемом в 46 литров и аналогичными силовыми показателями.
Сколько весит танк АТ-2
Игра World of Tanks – прекрасная возможность хотя бы «виртуально» поуправлять танками и другой военной техникой. Танк АТ 2 является боевой единицей пятого уровня британской ветки развития (класс ПТ-САУ).
Общие характеристики «боевого монстра»: вес 44 тонны, орудие 57 мм, 26 выстрелов в минуту, скорость 20 км/ч. В состав экипажа входит четыре человека. Танк можно использовать для продавления флангов с вражескими боевыми единицам. Однако при этом следует позаботиться о своем прикрытии со стороны союзников. Точность орудия у АТ 2 небольшая, поэтому использование танка при дальних атаках не рекомендуется.
Вес танка АТ-2 44 тонны.
Теперь вы знаете, сколько весит танк, и как видите, его масса зависит от модификации. Кроме того, для определения веса танка не нужно его взвешивать, а достаточно рассчитать массу, учитывая плотность металла и вес боевого оснащения.