У большинства произведений есть эпилог. Это заключительный эпизод, эпилог, в котором автор хочет рассказать, что произошло с героями в будущем и как сложатся их судьбы.
- Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
- Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
- Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.
В развитии сюжета есть свои этапы. Сюжет неизбежно сосредоточен на конфликте, но читатель узнает об этом не сразу.
- Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
- Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
- Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
- Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
- В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.
Структура рассказа зависит от типа проекта. Например, мифы всегда заканчиваются моральным уроком. Классицистические драматические произведения имели свои правила композиции. Например, требовалось пять актов.
Композиция сказки
Популярные народные композиции имели свои неизменные характеристики. Песни, сказки и сказания писались по своим законам.
Народная сказка начинается с народной сказки: «На острове Буяне, как в море, в море…».. Истории часто рассказываются в стихах, зачастую далеких от содержания сказки. Рассказчик использовал миф, чтобы привлечь внимание аудитории, ожидая, что она услышит его, не отвлекаясь. Тогда он говорил: «Это сказка, а не сказка. Сказка будет стоять на первом месте».
Затем последует начало. Самый известный из них: «Раньше, в тридцатые годы, это было королевство…». История началась со слов «Я был королевством в 30-е годы». Затем рассказчик перешел к истории, ее героям и удивительным событиям.
Как создать сказку, три повторения событий: Богатило трижды борется со змеем Гольником, царевна трижды сидит у окна хоромины, Иванушка на коне доезжает до нее и хватает кольцо, царь трижды пробует свою невесту в сказке «Лягушка — царевна».
Концовка также традиционна: о героях говорится: «они живут счастливо и хорошо». Иногда концовка означает угощение: «сказка для тебя и хлеб для меня».
Литературная композиция — это расположение частей произведения в определенный ряд, целостную систему художественных форм. Средства и методы композиции углубляют смысл высказывания и раскрывают характер персонажа. Каждое произведение искусства имеет свою собственную композицию, но есть традиционные правила, которые соблюдаются в определенных жанрах.
В классический период существовала система правил, которая давала писателям определенные правила письма, которые нельзя было нарушать. Это правило состоит из трех разделов: время, место и сюжет. Такова структура драматического произведения в пяти действиях. Произносимые имена и четкое разделение отрицательных и положительных персонажей. Композиционные особенности классических произведений уходят в прошлое.
Композиционные приемы в литературе зависят от типа художественного произведения и таланта автора. Автор имеет в своем распоряжении виды, элементы и композиционные приемы, знает его особенности и умеет использовать эти художественные приемы.
Если упростить терминологию, композиция — это способ передать намерения фотографа с помощью различных художественных приемов. Это достигается с помощью перспективы, ярлыков и перспектив.
Сюжет каждой книги развивается последовательно, он не должен быть непонятным для читателя. Все элементы композиции расположены по порядку. Существует множество видов литературы (поэзия, рассказы, романы, биографии, сказки), каждый из которых имеет свою структуру.
Основные элементы следующие
- Пролог — вступительная часть любого повествование, первое знакомство автора с читателем, предварительная история того, о чем пойдет речь (обязательно должен тематически соответствовать последующим действиям);
- Экспозиция — используется в произведениях не всегда (на усмотрение авторов) и представляет собой предысторию того, что послужило поводом написать произведение. Может быть представлена характеристика героев, определение их ролей в сюжете, объяснение читателю, почему персонажи ведут себя так или иначе;
- Завязка — главное событие, с которого начинаются основные действия (обнаружение противоречий, конфликт и т. д. );
- Развитие событий — основная часть, сюжетная линия и все то, что происходит с героями после завязки;
- Кульминация — эта часть текста должна держать читателя в максимальном напряжении, наиболее острая форма развивающихся действий. Кульминаций может быть в тексте несколько в зависимости от основных сюжетных линий;
- Развязка — разрешение кульминации, итоговая часть произведения, которая ставит точку и завершает смысловую часть.
У большинства произведений есть эпилог. Это заключительный эпизод, эпилог, в котором автор хочет рассказать героям, что с ними произойдет в будущем и как складывается их судьба.
Лирические интервенции часто являются частью композиции. При этом автор допускает некоторые отступления и отклонения, вмешательства, которые носят косвенный характер или вообще не имеют отношения к теме. С одной стороны, это эволюционная интрига событий, намеренное создание отвлекающих и уточняющих деталей. С другой стороны, это желание автора выразить свой собственный взгляд на события, персонажей и т.д.
Специфика некоторых проектов — это перерыв. Этот прием используется автором для того, чтобы остановить композицию, закончить главу на самом захватывающем моменте и начать следующую главу с рассказа о других событиях. Интрига очень важна в некоторых проектах.
Классификация видов
Литературные сочинения делятся на различные типы в соответствии с принятыми классификациями. Например, обычными общепринятыми разновидностями являются прямые и круглые зеркальные композиции и истории.
Прямая (непрерывная или линейная) структура предполагает развитие событий, описанных в строго хронологическом порядке. В круговой структуре начало и конец повествования совпадают, повторяются или перекликаются.
Зеркальные конструкции характеризуются наличием техники контр-контр и многочисленными повторениями, которые позволяют изображениям повторять свои точные противоположности. Например, в первой сцене «Анны Карениной» автор описывает, как человек погибает под колесами поезда, а в конце Толстой говорит, что именно так закончила жизнь его героиня.
Историческое повествование — это особая форма текста, герой которого одновременно является главным рассказчиком.
Другая классификация, согласно монографии А. Бесина «Принципы и методы анализа произведений», представлена следующими типами композиции в литературе
- линейная — развитие событий в соответствии с хронологической таблицей;
- ретроспективная — периодическое отвлечение от сюжетной линии с целью уточнения исторических сведений о действующих персонажах;
- умолчание — о некотором важном произошедшем событии, которое случилось раньше остальных, автор рассказывает только в окончании повествования;
- зеркальная — сцены и действия повторяются в начале и в финальной части с максимальной противоположностью и противопоставлением;
- кольцевая — прослеживающаяся взаимосвязь между первыми и последними частями;
- свободная — использование автором смешанных композиционных техник и расположение этапов произведения в свободном порядке, чтобы постоянно удерживать интригу, вызывать интерес читателя и создавать напряжение.
Свободные композиционные проекты считаются более яркими, выразительными и направленными на подавление читателя. Однако этот метод не может быть использован для всех типов.
Литературные элементы
Каждый текст создается с использованием композиционных элементов, а также имеет логическую последовательность планов в соответствии с определенным дизайном. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и актуальность. Обычно выделяют следующие пункты
- повествование — рассказ, содержащий большое количество глаголов, оборотов, деепричастий для наиболее динамичной передачи происходящих событий;
- диалог — беседа двух героев, которая позволяет наиболее точно передать противопоставление двух разных точек зрения или раскрыть личность персонажа;
- монолог — речь героев, не требующая ответа, размышления;
- система образов — взаимосвязь и взаимодействие всех присутствующих в тексте героев, топонимики и предметных образов;
- пейзаж — уникальное литературное средство, позволяющее ярко описать воображаемый мир, страны и города, целые галактики и планеты, а также передать атмосферу определенного эпизода;
- портрет — подробная характеристика не только внешности действующего лица, но и его внутреннего мира.
Художественные тексты невозможны без грамотной и четкой структуры, без использования приемов в соответствии с выбранным типом и темой проекта. Существует внушительный список захватывающих книг, которые захватывают читателя с первых страниц, но есть и такие, чей интерес не доходит даже до кульминационной стадии.
Композиционные приемы в литературе зависят от типа художественного произведения и таланта автора. Автор имеет в своем распоряжении виды, элементы и композиционные приемы, знает его особенности и умеет использовать эти художественные приемы.
Архитектура
В архитектуре это способ расположения отдельных элементов для достижения гармоничной структуры. Строительство подчиняется определенным принципам: строительство здания подчиняется определенным принципам.
- Общее не равно сумме ее частей.
- Соподчинение отдельных элементов.
- Не жесткая структура сочетаний и подчинений.
- Для каждого строения можно определить достаточное количество элементов заранее.
Эти принципы определяют сочетание элементов в архитектуре. Чтобы создать целостную структуру, важно помнить о контрастах, пропорциях, ритмах и других частях композиции.
Литература
Композиция относится к строительству всего проекта. Условно ее делят на внутреннюю и внешнюю. Внешний — это структура самого текста — абзацы, заголовки и т.д. Внутренняя композиция — это гармонизация художественного содержания произведения. Существуют различные типы композиции.
- Линейная. События плавно перетекают друг в друга. Все повествовательные произведения, например Гарри Поттер (кроме моментов с воспоминаниями).
- Обратная. Прошлые события идут после настоящих. Есть те, кто помнит Сумерки? В начале нам показывают последнюю сцену книги.
- Рамочная. Тут историю нам рассказывают заодно, например за чашкой чая. Так строятся большинство рассказов в сети, завлекающих на очередные волшебные курсы.
- Зеркальная. Одна и та же ситуация с разных сторон.
- Кольцевая. И все мы в колесе Сансары. А в произведениях, знакомое всем стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Каждое литературное произведение, от классического романа до анекдота, имеет определенную интеграцию. Это, с концептуальной точки зрения, обзор и четкая структура. Зная это, мы можем привести собственные примеры для каждого типа композиции.
Музыка
Что касается музыки, то каждая композиция — это законченное музыкальное произведение. Даже музыку пишет композитор, т.е. «создает композицию».
И поскольку я музыкант в сфере образования, я очень хорошо знаком с этой темой. От простых песен до великих произведений и опер, вся музыка имеет композицию. В общем, его можно определить так: музыкальное произведение, написанное в течение определенного периода времени.
Конечно, это очень временно. В песнях и романсах больше куплетов и припевов. Но почти все они находятся в середине.
Когда вы проникаете еще глубже в светлые тона, даже каждая музыкальная фраза имеет свою собственную структурированную структуру, например, в четыре раза больше стихов. Да, это сложно, но очень интересно.
Что определяет, к каким историям эпизод имеет наибольшее отношение? То, что описано здесь от лица фактов. Каков центральный персонаж (главный герой конкретной главы, эпизода)? На чем сосредоточена большая часть текста?
Композиционные приёмы
Для достижения сильных художественных результатов автор использует специальные техники.
-
Экспозиция. Сюжет разворачивается не сразу, а после определённой истории, готовящей читателя к его восприятию. Иногда в экспозицию выносится моральное наставление или авторское предисловие, написанное в свободной форме.
Например, прежде чем представить Петрина, М. Г. Лермондов в предисловии к роману «Один герой нашего времени» назойливо предупреждает не воспринимать название буквально, объясняя, что портрет его героя — это всего лишь диагноз. поколению, а не модель поведения, как могут подумать некоторые критики.
Элементы композиции
Теперь давайте поговорим о том, что такое конструкция и, собственно, что мы должны анализировать, когда говорим о ней. Имеется 12 позиций. Вот они.
- Повествование. Изложение событий в той последовательности, в которой они происходили. Естественный ход сюжета, логичный, например, в устном рассказе персонажа о каком-либо происшествии.
- Описание. Чтобы задержать внимание читателя на человеке, месте, обстановке комнаты, писатель подробно их описывает. Мы часто пропускаем описание батальных сцен или природы, но это неправильно. В художественном тексте важна каждая деталь. Например, без описания «равнодушной природы» в конце романа «Отцы и дети» не понять отношения Тургенева к Базарову.
- Портрет. При анализе портрета обратите внимание, что называется первым. Обычно это глаза – «зеркало души», но иногда писатель начинает с описания какой-нибудь рюшки, бородавки или воротничка, а о глазах не говорит ничего. Так любит делать Н.В.Гоголь, чтобы подчеркнуть бездуховность своих персонажей.
- Пейзаж. Он бывает морским, городским, сельским, горным, степным. Различают также сентиментальный (или пасторальный) пейзаж, пейзаж романтический и реалистический. Его детали либо гармонируют, либо контрастируют с поведением героев, создавая определённый эффект. Например, в рассказе Е.Замятина «Пещера» индустриальный пейзаж сдавливает героев. Вместо человеческого прогресса, с которым обычно ассоциируется город, мы чувствуем регресс (это как?), возвращение в каменный век.
- Диалог. В диалоге раскрываются противоположности. Король диалогов Ф.М.Достоевский превращает обычные беседы героев (Порфирия и Раскольникова, Ивана и Алёши Карамазовых) в метафизические споры о добре и зле, Боге и дьяволе. Диалог ускоряет развитие сюжета, оживляет повествование.
- Монолог – это шаг в сторону от основного действия, минутка внимания, прикованного к одному герою. Гениальные монологи в чеховских пьесах рассказывают о сложности внутреннего мира каждого человека. Часто монолог подчёркивает одиночество героя, его замкнутость в самом себе.
- Авторское отступление. Классический пример – лирические отступления «Мёртвых душ», включающие размышления Н.В. Гоголя о России. Они не всегда связаны с ходом сюжета, но хорошо прописывают идейный фон произведения.
- Вставной рассказ. В тех же «Мёртвых душах» есть «Повесть о капитане Копейкине», которую можно читать и как отдельный текст, и как часть поэмы. Она обращает читателя к тайнам авторского замысла.
- Система персонажей. Герои не живут по отдельности: даже сохраняя внешнее одиночество, они находятся в постоянном взаимодействии, как фигуры на шахматной доске. Их сложная связь отчасти определяет ход сюжета. Иногда автор меняет изначальный план произведения, отталкиваясь от тех изменений, которые происходят с героем по логике его характера. Так вышло с Анной Карениной в романе Л.Н.Толстого.
- Сюжет. Ход событий в произведении и связанные с ними душевные искания героев. – событийная схема произведения, отличающаяся от сюжета примерно так же, как скелет организма от самого организма.
- Авторская характеристика. Этот элемент присутствует не всегда, но порой автор не может удержаться от выражения отношений к своему герою. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» такие характеристики проскальзывают в авторских ремарках.
Фотография, изображения и отчасти литература — вот мои темы. Но давайте начнем с вопроса о цветах. Как составить хороший букет? Легче составить букет, в котором все цветы находятся примерно на одном уровне по горизонтали. А по вертикали они находятся в одно и то же время.
Как создать композицию произведения
Теперь, когда вы знаете все композиционные приемы, подумайте о том, как выделить свою работу. Композиционные приемы и элементы, которые необходимо использовать, чтобы сохранить интригу, удивить читателя или передать нужную идею.
Опять же, не существует железных правил, ограничивающих вас определенной композицией. Экспериментирование.
В качестве практического упражнения попробуйте проанализировать литературу, фильмы или одну из ваших любимых историй. Какие композиции вы видите?
Затем примите участие в уроке литературы, чтобы узнать больше, а также получить вдохновение от редактора. И, конечно же, просмотрите список!