Что такое блюз в музыке. Что такое блюз в музыке

Что такое блюз в музыке - Блюз в лицах Ритм-н-блюз | Трудовая песня, «кричалки» и спиричуэлс Почему африканцы быстро забыли родной язык История блюза

Конечно, есть такие блюзовые гитаристы, как Гитар Слим, Снукс Иглин и Эрл Кинг, но ни один из них не ассоциируется с новоорлеанским звучанием.

Что такое блюз в музыке

Блюз (англ. blues от blue devil — «депрессия») — жанр афроамериканской светской музыки.1 Он зародился в конце XIX века2 в афроамериканских общинах на юго-востоке США, среди коренных жителей плантаций Хлопкового пояса. С тех пор выражение «синий дьявол» (английская идиома, соответствующая русской идиоме «зеленая тоска») часто используется в литературных произведениях для описания подавленного настроения3.

Блюз возник на основе таких явлений, как рабочие песни, крики под открытым небом, крики во время африканских религиозных церемоний, кольцевые крики, спиричуэлс, псалмы и баллады.

Он оказал большое влияние на современную народную музыку, особенно на жанры «поп», «джаз», «рок-н-ролл» и «соул».

Основной формой блюза является 12-тактовая сетка блюза, причем первые четыре метра часто играются в тональной гармонии, два — в доминанте и тональности, два — в доминанте и тональности.4 Метр блюза — 4/4. Очень часто используется восьмой триольный ритм с паузой — так называемый шаффл (мажор — 12/8).

Характерной особенностью блюза является использование блюзовых гармоний. Сюда входят пониженные ступени III, V и VII (так называемые «блюзовые ноты») натуральной долгой гаммы. В основе музыки часто лежит структура «ответ-реакция», которая выражается как в лирическом содержании композиции, так и в музыке, которая часто основана на инструментальном диалоге между ними. Блюз — это импровизационная форма музыки, и в композициях часто используется только основная «рамка», которую играет солирующий инструмент. Оригинальные темы блюза основаны на чувственных социальных элементах жизни афроамериканцев, трудностях и препятствиях, которые стоят на пути всех чернокожих людей.

Содержание

Корни блюза как музыки начались с появлением рабства и импорта рабочей силы из Африки в США в 16 веке. До 1960-х годов большинство рабов-афроамериканцев продолжали работать на плантациях на Юге США, выполняя самую грязную и непритязательную работу в качестве обслуживающего персонала. Все сложности жизни афроамериканцев нашли отражение в его творчестве в таких народных жанрах, как хоррор-эн, трудовые песни и спиричуэлс, среди прочих, которые уходят корнями в африканскую народную музыку, в основном ударные ритмы. Элементы народного религиозного вокала. Этот жанр также был вдохновлен отменой рабства в США в 1863 году. Все это — зачатки того, что сейчас называется блюзом. Несомненно, блюз следует рассматривать как преимущественно африканскую популярную культуру, связанную с развитием западной цивилизации и социализацией чернокожих людей в ее рамках. Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи.

Многие из тех, кто пел трудовые песни, жили в поселках лесорубов и строителей железных дорог, где им нечем было заняться в свободное время. Поэтому, конечно, люди пели по ночам. Я сказал, что многие негритянские песни можно петь в самых разных условиях — одни и те же песни пели на хлопковых плантациях, в церквях, лагерях и садах. В свободное время трудовые песни были первым, что приходило на ум негру, и он пел их. Так родился блюз, новый и усовершенствованный вид музыки, в некотором смысле призванный выразить чувства и ожидания работающих мужчин и женщин. Трудно сказать, когда это произошло…

Большинство исполнителей блюза, как и почти все чернокожие в США в первой половине 20-го века, продолжали проводить свою старость на всевозможных низкооплачиваемых работах (плантации, плотины, реки). Они всегда были готовы продолжать бродить по сельской местности, выполнять случайную работу и поддерживать свою личную независимость. Иногда они находили работу, играя на вечеринках и в музыкальных клубах. Там музыкантам редко платили, но часто платили за еду и напитки. Это был типичный образ жизни для исполнителей блюза: тяжелый физический труд и небольшой доход. Однако гитары всегда были рядом, и блюз часто можно было услышать на углах улиц и в поездах.

Сам термин появился только в марте 1912 года, когда была опубликована книга Харта Вендта «Далласский блюз». Это стало первой блюзовой композицией, когда-либо опубликованной в печати5. Произведение композитора Тин-Пан-Элли «Oh, You Beautiful Doll» было выпущено в прошлом году, но только первый куплет представлял собой 12-скоростной блюз. В 1912 году были выпущены две песни со словом «блюз» в названии. ‘Baby Seals Blues’ (август 1912 года — эстрадное шоу, автор Артур Силс) и ‘Memphis Blues’ (сентябрь 1912 года — автор Уильям Хэнди).6 7 Однако ни одна из них не была настоящим блюзом.8 Точная дата написания песни неизвестна, но уже в конце 1912 года она была написана. Есть данные, что «Далласский блюз» был написан в 1909 году.

Традиционный блюз, который также называют старомодным, может «идти домой», исполняется без аккомпанемента и является прямым потомком афроамериканского народного творчества. Этот стиль блюза продолжает существовать в сельской Америке и по сей день. Blind Lemon Jefferson и Huddy «Ledbury» Ledbetter признаны самыми известными его исполнителями.

Классический блюз |

‘Что мы можем сказать, так это то, что блюз как отдельный жанр, похоже, развился из негритянского фольклора рабочего класса (особенно трудовых песен) в 1980-х и 1990-х годах, и этот процесс завершился в 1910 году…. Кантри-блюз относится к ранней стадии эволюции жанра и может рассматриваться как промежуточная форма между рабочими песнями и классическим блюзом, который окончательно сформировался примерно в 1920-х годах.

Д. Л. Коллиер, Возникновение джаза.

Формирование классического блюза завершилось в 1920-х годах с появлением блюзовой группы. Он установил характеристики, унаследованные от афро-американской музыки, и четко определил двенадцать аккордовых форм и гармонический аккомпанемент. В этот период блюз постепенно вышел из африканского гетто и превратился в шоу-бизнес. Стоит отметить, что в этот период широко распространился интерес к исполнительским стилям черных блюзовых певцов. В 1920 году Мэмми Смит записала свой «Сумасшедший блюз», и, к всеобщему удивлению, альбом имел небывалый коммерческий успех. Звукозаписывающие компании, почувствовав, что получили прибыль, набросились на новую музыку. С 1921 года начала формироваться тенденция, и в течение следующих 12 лет. Начался блюзовый взрыв.

Представители звукозаписывающих компаний сканировали Юг и подписывали контракты с чернокожими исполнителями без дискриминации. Многие из них работали в породных группах и не имели никакого отношения к блюзу; к 1921 году было записано не менее пяти-шести черных певцов; к 1923 году — десятки, а блюзовое безумие охватило страну, и американцы вновь открыли для себя негритянскую музыку … В погоне за модой звукозаписывающие компании приглашали практически любых чернокожих женщин, умеющих петь, и представляли их как блюзовых певиц.

Д. Л. Коллиер, Возникновение джаза.

Из всего наплыва «современных» женщин-блюзовых певиц в этот период особенно выделялась Ма Рейни (закончившая свою карьеру в 1935 году), а также Бесси Смит (которую критики считают достопримечательностью эпохи). Зрители всегда любили Рейни, независимо от моды или музыки исполнителя, но к 1930-м годам ее популярность пошла на убыль. Его последняя запись была сделана в 1933 году, но, по словам Д. Л. Кольера, «это уже была дань прошлому». Упадок женского классического блюза пришелся на 1930-е годы.

Самым популярным был Джимми Рашинг, певец оркестра Каунта Бейси с 1935 по 1948 год. Традиционной легендой блюза был гитарист и певец Роберт Джонсон, который умер в возрасте 27 лет, но записал около 30 записей. Песни конца 1920-х и начала 1930-х годов, включая «Crossroads Blues», стали почти обязательными для последующих поколений блюзовых исполнителей. Среди песен — «Walkin’ Blues», «Cross Road Blues» и «If I Had Possession Over Judgement Day». Джонсон звучит как настоящая рок-н-ролльная группа. Полнее и сильнее, чем первая группа Элвиса. Пресли или Боба Дилана. «Но мнение о нем как о первом рок-н-ролльщике только начинает формироваться», — говорит американский музыковед Грей Маркус, ссылаясь на Р. Джонсона. Творчество Р. Джонсона оказало большое влияние на стиль исполнения таких гигантов рока, как Мик Джаггер и особенно Эрик Клэптон, который использовал блюзовые темы Джонсона в своем репертуаре.

Блюз — это не эпоха, не период. Блюз — это когда вы открываете счет, но не говорите «Брек! Брюс — это когда хорошие люди чувствуют себя плохо, но кто сказал, что я хороший человек?

Дельта-Блюз

Роберт Джонсон

Здесь все и началось. Конечно, дельта-блюз определяется прежде всего тем, что он, по своей природе, акустический. Когда вы представляете себе дельта-блюз или кантри-блюз, вы обычно представляете себе мужчину, обычно сидящего в одиночестве, играющего на гитаре, пьющего вино с изюмом, и фазирующего рецепт, который он унаследовал от своего отца, деда, LP. Самый распространенный блюзовый гитарист, который подходит под это описание — Роберт Джонсон. Затем появляется Чарли Паттон, Скип Джеймс или Сын Дома, который определяет стиль. Есть, конечно, и многие другие.

Но правда в том, что блюзовые музыканты, вышедшие из Дельты, играли не только на гитаре. Были комбайнеры и пианисты, а некоторые играли на импровизированных инструментах. Кроме того, некоторые играли в группах, небольших оркестрах. Короче говоря, записываясь в студии, они часто сами исполняли треки. Так что, по сути, это всего лишь стереотип.

Сегодня Кевмо, вероятно, самый известный гитарист кантри-блюза/дельта-гитары современности. Хотя он и не близок к Delta, он определенно подходит под это описание. Кори Харрис и Р.Л. Бернсайд. Но есть и многие другие.

Дельта блюз достиг своего пика в 1920-х и 30-х годах, когда многие из вышеперечисленных исполнителей работали фермерами и сборщиками хлопка в Кларксдейле, штат Миссисипи, и Хелене, штат Арканзас. Многие жили на плантациях, которые когда-то контролировались владельцами, поддерживавшими музыку. Ферма Докетт была одной из плантаций, где некоторое время жили Чарли Паттон, Сон Хаус и Роберт Джонсон. Большинство из них путешествовали по региону, и трудно определить, где именно они приобрели свои гитары. Сейчас ферма Докери — это музей, посвященный блюзу Дельты и истории этого района.

Чикагский Блюз

Когда многие музыканты Дельты переехали на север, они взяли с собой блюз. Считалось, что люди с юга мигрировали на север в поисках лучшей работы и более легкой жизни. Одни работали с семьями, уже проживавшими там, другие — с семьями, жившими на южной стороне Чикаго. На севере уже существовал готовый рынок для этой музыки, поскольку там было много клубов, которые нанимали музыкантов для развлечения местных жителей.

Мадди Уотерс был одним из тех, кто взял блюз с собой на север. Он уже записывался как Алан Ломакс, музыкант Дельты, что придавало ему большую уверенность. Однако после переезда в Чикаго его блюз был «урбанизирован» и наэлектризован. Он перевел стиль Дельта в совершенно новый тип блюза. Этот стиль все еще был грубым и простым, но уже имел ударные и гитары с электронным преобразованием. Этот новый блюз соответствовал городу и был принят людьми, которые там жили. Первые хиты Уотерса в Чикаго «Gypsy Woman» и «Little Anna Mae» придали ему уверенности. Он начал записываться на Chess Records в начале 1950-х годов и добился определенного успеха, работая с известным басистом Вилли Диксоном.

Уникальность чикагского блюза заключалась в его энергетике. Она должна была быть громче, чтобы быть услышанной в шумных клубах Чикаго. Это потребовало использования электрогитары и гармоники. А когда собралась его ведущая группа с Литтл Уолтером на аккордеоне, Джимми Роджерсом на гитаре, Элджином Эвансом на ударных и Отисом Спэнном на фортепиано, он показал, как может звучать великая чикагская блюзовая группа. Это было в начале 1950-х годов, и с тех пор мало что изменилось. Сегодняшние группы пытаются передать этот сырой, но очень плотный звук, который был у ранних групп Мадди. Вероятно, это происходит постоянно.

Многие другие группы, базировавшиеся в Чикаго в 1950-х и 1960-х годах, в том числе Мадди, Хаулин’ Вулф, Отис Раш, Мэджик Сэм и Бадди Гай, стали олицетворением чикагского блюза. Сегодня многих из них можно увидеть на Американском фестивале народного блюза.

Мемфис Блюз

Би Би Кинг.

Мемфис блюз основан на смешении других стилей в более стилизованном виде, чем дельта блюз или чикагский блюз. Когда блюз пришел в город, в Мемфисе уже существовала традиция развлечений на Бил-стрит.

Город был домом для многих артистов, включая тех, кто играл варьете, кантри, джаз-банды и, конечно же, джаз. Когда появился блюз, он вобрал в себя многие из этих стилей.

Здесь начинали многие чикагские джазовые музыканты. Howlin’ Wolf, Sonny Boy Williamson и Айк Тернер когда-то играли в Мемфисе и оставили там свой след.

Конечно, самый известный исполнитель блюза в Мемфисе — это сам Би Би Кинг. В начале своей карьеры он много раз приезжал из Дельты, чтобы проверить свои силы в Мемфисе. В конце концов он получил постоянную работу и начал вести передачи на радиостанции WDIA в Мемфисе. Это была действительно большая возможность для него.

В блюзовом стиле Би Би Кинга было немного городского джаза. Это была популярная музыка в Мемфисе, немного более утонченная, немного более «городская». Однако трудно сказать, что мемфисский блюз — это особый стиль. Людям нравилось только то, что играли популярные музыканты.

Другой артист, Альберт Кинг, который также был родом из Чикаго, большинство своих записей сделал в Мемфисе для Stax Records. Его стиль также вобрал в себя множество стилей.

Третья фаза связана с появлением такого рода soubise ‘habitat’, или клуба. По словам самого Калачева, блюз — это музыка для клубов, не предназначенная для употребления на сцене11. Падение железного занавеса в конце 1980-х и начале 1990-х годов значительно расширило ассортимент блюзовых альбомов, доступных для свободной продажи.

Оцените статью
The Elder Scrolls Online