Рассмотрим более подробно танковые войска, их историю создания и развития, какие задачи выполняют и каким вооружением обладают.
Первые танки в мире — от самоходок да Винчи до танков-туалетов
На современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете.
Но как людям вообще пришла в голову идея залезть в здоровенный металлический ящик на гусеницах и поехать убивать друг друга? Попробуем разобраться.
Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах
Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.
Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.
Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.
Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.
Причины создания первого танка и его предназначение
Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.
Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.
Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.
Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.
Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.
Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.
Первый в мире танк Mark I
Этим танком был Mark I, названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).
Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.
Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » ( боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).
После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.
Александр Пороховщиков тяготел к механизмам с самого раннего детства. Еще будучи учеником гимназии, он разрабатывал и собирал модели аэропланов. Причем его разработки коренным образом отличались от тех, что уже были представлены широкой публике.
Палки в колеса
Военное ведомство России не могло оставить без внимания талант авиаконструктора, и Александра пригласили работать в Санкт-Петербург, не давая, впрочем, развернуться в полную мощь. В перспективную игру, сулящую огромные барыши, вступило принятое в высших кругах кумовство.
Полностью разработанный Александром самолет было решено отдать в производство известному киевскому миллионеру Терещенко. Но Александр воспротивился принятому решению и сказал, что будет производить свои самолеты сам. Тем более что финансовое положение семьи Пороховщиковых позволяло подобную авантюру. Но Терещенко приложил все усилия для того, чтобы пресечь изобретателю возможную помощь «сверху» и тем самым разрушить планы будущего конкурента.
С небес на землю
После того как Пороховщикову пресекли все попытки добиться государственной поддержки, ему пришлось вернуться в Ригу. И, раз уж самолетостроение откладывалось, то Александр начал заниматься танком. Еще в конце лета 1914 года Александр подавал заявку на финансирование работ по созданию бронированной вездеходной машины, призванной защитить атакующих на поле боя. Решение откладывали как могли, но у войны свои законы, и предложенную разработку пришлось принять к рассмотрению.
9 января 1915 года Александр все же смог прорваться на прием к генералу Данилову, который был начальником снабжения Северо-Западного фронта. В этот день он подал очередную заявку, приложив все чертежи и смету. Уже через 4 дня проект был одобрен, смета подписана, и постройка «Вездехода» пошла полным ходом.
18 мая того же года машина была успешно испытана. По ровной дороге она развивала скорость до 25 км/ч, что на порядок превосходило зарубежные образцы первых танков, появившихся уже позже.
Как это ни смешно, но в наше время такая конструкция называется «безбашенным танком». Источник: wikimedia.org
Его характеристики, появившиеся в открытой литературе: мощность двигателя – 1200 л.с., уже проверенная 125 мм пушка, которая может использоваться для пуска ракет, 4 степени защиты, в том числе необитаемая башня, подтверждают неизменность задач, которые стоят перед танкостроителями.
Между двумя войнами
Этот период не стал прорывом для создателей и производителей бронетанковой техники,хотя танки Англии и Франции не долго оставались вне конкуренции. В процесс создания новых видов вооружения постепенно включились другие страны (СССР, Германия, Италия, Чехословакия, Япония, Польша, США, Венгрия, Швеция).
Однако танкостроение бурного развития не получало. Даже краткий анализ работы конструкторов и производителей бронетехники в 20-30-е годы позволяет выделить его основные направления:
- разработка и производство недорогих, легких танков и танкеток с 1-2 членами экипажа;
- создание легких, маневренных разведывательных танков, с улучшенным вооружением и защитой по сравнению с танкетками;
- отдельным направлением стали разработки разведывательного плавающего танка;
- создание колесно-гусеничных моделей, вызванное необходимостью перемещения машин с одного участка на другой.Но вскоре, вместо этих сложных систем были разработаны более долговечные гусеницы.
Несложно заметить, что основные тенденции развития бронетехники в 20-е и начало 30-х гг. сводились к разработке легких, дешевых и простых в управлении боевых машин.
Сказывался экономический кризис послевоенных лет и неверие в боевые танки определенной части людей из властных, в том числе военных, структур.
Великобритания
На работу компаний, производящих танки в Великобритании, большое влияние оказала, развернувшаяся в военном ведомстве дискуссия между сторонниками крейсерских (быстрых, легких, маневренных, но легко уязвимых и слабо вооруженных) танков и пехотных (тяжелых, с хорошей броневой защитой и сильным вооружением, но недостаточно маневренных) машин.
Победившие сторонники первого, но неверного варианта, привели к тому, что к началу Второй мировой войны на вооружении армии Великобритании были в основном легкие и крейсерские танки.
Не лучше обстояли дела и у другого производителя первых бронемашин. Если англичане танкистам британской армии вместо добротного танка (лицензию на его производство продали) «Виккерс–6 т.» массово поставляли дешевую танкетку «Карден-Ллойд», то французы непрерывно пытались усовершенствовать уже хорошо известный РеноFT.
В результате ко второй мировой войне Франция подошла с армией, укомплектованной, в основном, легкими танками и старыми Рено.
Индустриализация 1930-х годов поставила перед страной новую масштабную задачу – создание отечественного тракторостроения. В апреле 1929 года был принят план на следующую пятилетку, согласно которому в СССР должно было появиться несколько новых заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить в Челябинске.
Танки Победы
Серия тяжелых танков «Иосиф Сталин» вскоре получила свое продолжение – в августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи закончил работу над созданием танка ИС-3. Среди нововведений – новая форма корпуса и башни (говорят, что к этому Балжи пришел, когда смотрел на обычную мыльницу), а также оптическая система управления наводкой, которая предусматривала боевые действия на дальности до 2,5 км. В те годы ни одна страна не могла похвастаться подобными машинами.
Еще один рекорд Танкограда 1944 года – запуск конвейера сборки тяжелых танков. В результате заводская себестоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей. Танки серии ИС теперь лишь немногим выходили дороже среднего танка Т-34, а затраты труда на изготовление тяжелого танка сократились в четыре раза.
Созданный под конец войны, ИС-3 не успел показать себя на поле боя, но его первый выход оказался эффектным. Танки ИС-3 проехали на военном параде в 1945 году в Берлине, в котором приняли участие войска СССР, США, Англии и Франции. По словам Жукова, новый советский танк произвел «неизгладимое впечатление на иностранцев». Может быть, именно поэтому ИС-3 часто называют символом Победы, а может, и потому, что именно этот танк оказался последним сошедшим с конвейера Танкограда в День Победы.
Ранним утром 9 мая 1945 года на Челябинском заводе ночная смена заканчивала свою работу, а в Москве началась историческая передача – Левитан зачитывал сообщение о капитуляции Германии.
«Седьмой час утра. Ночная смена заканчивает трудовую вахту. И в это время по радио сообщили о долгожданной победе. Трудно передать то состояние, которое испытывал каждый из нас. Люди целовались, обнимались, плакали. А потом началась демонстрация. По главному проспекту города шел Танкоград. Каждый цех словно полк, боевая гвардия! Танкоград праздновал Победу», – вспоминал Юрий Черезов, рабочий третьего механического цеха, а позже депутат Верховного Совета РСФСР.
Праздники прошли, на ЧТЗ наступили рабочие будни. Страна постепенно переходит на гражданские рельсы, и у завода начинается совсем другая, мирная, история. Впереди новые вершины: миллионный трактор с конвейера, покорение пустынь Африки и снегов Антарктиды, бульдозер ЧТЗ попал даже в Книгу рекордов Гиннесса.
В послевоенный период завод продолжил и выпуск танков, вплоть до 1992 года. Сегодня Челябинский тракторный завод входит в состав концерна «Уралвагонзавод» и продолжает славные традиции военного времени, оставаясь основным изготовителем дизельных двигателей для бронетанковых войск России. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90 на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках. Их производство осуществляется на высокотехнологичном оборудовании уже новым поколением заводчан, потомков танкоградцев.
Рассмотрим более подробно танковые войска, их историю создания и развития, какие задачи выполняют и каким вооружением обладают.
Праздник
День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября. Праздник учрежден через год после окончания войны в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил страны бронетанковой техникой.
Эмблема танковых войск — стилизованный рисунок танка. На нарукавном шевроне советского танкиста красовался танк с красной звездой над ним.
В петлицах и на погонах танкистов был маленький золотой танк, на полевой форме он защитного цвета.
Российская эмблема танковых войск представляет собой изображение танка в анфас в обрамлении из дубовых ветвей.
Интересные факты
Название машины «танк» родилось в период первой мировой войны в результате скрытной работы над машиной. Для повышения секретности на производстве распространялись слухи, что завод собирает большую емкость для нагревания воды, по-английски «танк» – бочка. После выхода бронированной машины на поле боя название ее так и осталось неизменным – танк.
Примечательно, что на вождение танка или гусеничного бронетранспортера требуется специальный документ, в котором танк приравнивается к трактору.
Танковые войска имеют славную историю. Их много раз реорганизовывали, переименовывали, меняли тактику и стратегию ведения сражений. Но через все годы и испытания танкисты пронесли любовь к своим машинам и беспримерное мужество. Ведь если в танк попадает снаряд, бронебойный или кумулятивный, то, как правило, погибает сразу весь экипаж. Ибо от поражающих элементов снаряда, осколков брони, высокой температуры в тесном танке не спрятаться.
В связи с этим танкисты в экипаже всегда воспринимали друг друга как братьев, семью. Они вместе сражались и вместе погибали.