- «Дьявол идёт!». Первый бой с участием танков
- Танк как решение проблемы позиционного тупика
- Танк Леонардо да Винчи
- Бронированный поезд на гусеницах
- Первая Мировая война и первые английские танки
- Битва при Сомме и дебют английских танков
- Причины создания первого танка и его предназначение
- Первый в мире танк Mark I
- Великобритания
- Германия
- Несчастье помогло
- Расстрелян за шпионаж
Кроме этого, температура внутри танка могла подниматься до 50⁰С, а то и 70⁰ С. Отдельного внимания заслуживают и небольшие окна для наблюдения, которые часто разбивались и травмировали членов экипажа.
«Дьявол идёт!». Первый бой с участием танков
Массивный, серо-дымчатый мираж –
Таков в крови рассвета горный кряж.
Опасно иссечён скалистый склон,
Куда попал на карте карандаш,
Куда за танком танк, носами в ров,
Прямой наводкой бьют, создав заслон.
Оружьем всех мастей нагружена,
На проволоку, в орудийный рев,
Пехота прёт вперёд. Отражена
На лицах лишь растерянность. Беги
На смерть, спеши на смерть, на смерть ползи…
Грохочет пульс, скрежещет сталь, в грязи
Надежда тонет… Боже, помоги!
Английский поэт Зигфрид Сэссун, участник Первой мировой войны
Танк как решение проблемы позиционного тупика
Наступление англо-французских войск на реке Сомме в Северной Франции к осени 1916 года полностью выдохлось, сведясь к позиционной бойне. Попытки прорыва немецких оборонительных позиций, состоявших из многочисленных рядов траншей, щедро «приправленных» колючей проволокой, всякий раз оборачивались неудачей. При отсутствии заметных результатов потери в наступлении превосходили потери обороняющейся стороны в разы – например, за первый день наступления англичане потеряли около 20 000 человек убитыми и 40 000 ранеными, а потери немцев составили всего около 6000 солдат. Ситуация для англичан казалась тупиковой.
Генерал Дуглас Хейг, главнокомандующий Британскими экспедиционными силами во Франции в Первую мировую войну
Но у английского генерала Дугласа Хейга в рукаве был припрятан ещё один козырь – новое секретное оружие, которое с целью конспирации назвали tank – «бак, цистерна». Начав производство танков ещё в 1915 году, к осени 1916 года британцы смогли сделать около полусотни бронированных ромбовидных чудовищ. Гусеничные машины Mark I выпускались в двух модификациях – «самки» с пулемётным вооружением и «самцы» со смешанным пулемётно-артиллерийским (два 57-мм орудия и пулемёт).
Переправленные на материк, английские танки скрытно доставили к линии фронта. В результате ночных переходов по неразведанным маршрутам к сборным пунктам на передовой сумели добраться только 32 машины из 49 – часть танков завязла в грязи, часть вышла из строя из-за поломок. «Лунный» ландшафт поля боя с многочисленными взрывными воронками и гром артиллерийской канонады ошеломили личный состав экипажей боевых машин – большинство танкистов оказалось на фронте впервые.
«Лунный» ландшафт поля боёв на Сомме, 1916 г.
Британцы планировали атакой своей 4-й армии занять деревни Гведкур и Флёр, которые обороняла германская 1-я армия. На это раз самоубийственной атаке пехоты предшествовал дебют танков, на которые англичане возлагали большие надежды.
Танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно преследуя убегающих и прячущихся в погребах немцев. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, не без удовольствия сообщал:
Танк Леонардо да Винчи
В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.
По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.
Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.
Бронированный поезд на гусеницах
В 19 веке был представлен гусеничный бронированный поезд Эдуарда Буйена, который стал прототипом первых в мире танков. По задумке изобретателя, плотно соединенные между собой составы должны были перемещаться не по рельсам, а по замкнутой гусеничной ленте.
Поезд предполагалось снабдить мощными орудиями, при этом численность экипажа могла достигать 200 человек. И хотя детище Буйена так и не было создано, ученый верил, что такой поезд мог коренным образом изменить философию войны.
Когда в начале прошлого века стали выпускать автомобили, одновременно с этим стали разрабатывать и первые танки. В это время большой популярностью пользовались бронеавтомобили.
Однако их недостаток заключался в том, что они практически не могли преодолевать препятствия в виде окопов, растительности или заграждений.
Когда в военных конфликтах начали задействовать пулеметы, противопехотные мины и прочие снаряды, инженерам пришлось задуматься над созданием такой машины, которую не смогли бы остановить никакие виды оружия.
Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности — как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.
Первая Мировая война и первые английские танки
С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.
Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.
Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.
Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.
Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка — Маленький Вилли, названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона. Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.
Битва при Сомме и дебют английских танков
Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.
Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.
Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.
Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.
«Би-кок» можно было разобрать на детали в течение пяти минут. И весь этот «набор юного техника» легко помещался в стандартный четырехметровый транспортный контейнер. Необходимость разборного самолета возникла потому, что создавал его изобретатель у себя дома, на шестом этаже.
Причины создания первого танка и его предназначение
Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.
Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.
Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.
Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.
Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.
Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.
Первый в мире танк Mark I
Этим танком был Mark I, названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).
Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.
Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » ( боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).
После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.
Британцы планировали атакой своей 4-й армии занять деревни Гведкур и Флёр, которые обороняла германская 1-я армия. На это раз самоубийственной атаке пехоты предшествовал дебют танков, на которые англичане возлагали большие надежды.
Великобритания
На работу компаний, производящих танки в Великобритании, большое влияние оказала, развернувшаяся в военном ведомстве дискуссия между сторонниками крейсерских (быстрых, легких, маневренных, но легко уязвимых и слабо вооруженных) танков и пехотных (тяжелых, с хорошей броневой защитой и сильным вооружением, но недостаточно маневренных) машин.
Победившие сторонники первого, но неверного варианта, привели к тому, что к началу Второй мировой войны на вооружении армии Великобритании были в основном легкие и крейсерские танки.
Не лучше обстояли дела и у другого производителя первых бронемашин. Если англичане танкистам британской армии вместо добротного танка (лицензию на его производство продали) «Виккерс–6 т.» массово поставляли дешевую танкетку «Карден-Ллойд», то французы непрерывно пытались усовершенствовать уже хорошо известный РеноFT.
В результате ко второй мировой войне Франция подошла с армией, укомплектованной, в основном, легкими танками и старыми Рено.
Германия
Версальский мирный договор от 28.06.1919 г. ввел для побежденной Германии жесткие ограничения на производство многих видов боевой техники и вооружений. В том числе и на танки. Несмотря на запрет, еще до прихода к власти нацистов, немцы тайно, прикрываясь производством тракторов, начали разработку и выпуск легких и средних танков.
С приходом к власти Гитлер просто игнорировал Версальский договор. Начиная с 1934 г. танки Германии(легкие Pz-I, чуть позжеPz-II и средний танкPz-III) стали поступать на вооружение армии.
Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.
Несчастье помогло
Сам Пороховщиков говорил, что если бы ему не мешали, заставляя отойти от проекта, то из-под его рук вышла бы действительно хорошая боевая машина. Но проект свернули, а Пороховщикова обязали вернуть все выделенные на него деньги. Неизвестно, чем кончилось бы финансовое противостояние изобретателя и государства, но тут «помогли» англичане, объявившие о создании «сухопутного флота». Газета «Новое время» тут же выпустила статью, где обвинила Главное военно-техническое управление в задержке русских оружейных разработок.
Следом за вышедшей статьей и волной общественного возмущения в январе 1917 вновь появляется Пороховщиков и предоставляет второй, доработанный вариант «Вездехода». В нем уже исправлены проблемы ходовой части, предусмотрена броня и даже вращающаяся рубка, в которой устанавливались три пулемета «Максим». И снова ГВТУ положило проект под сукно, за что «спасибо» инженеру броневого отделения Земмерингу.
Есть сведения, что оказавшийся невостребованным на родине проект первого русского танка переслали в Англию, где в то время также работали над созданием подобных машин. Но их испытания начались уже позже первых испытаний «Вездехода». Так что можно по праву считать, что первый в мире танк появился в России.
Уже осенью 1916 года в битве на реке Сомме англичане применили новое военное изобретение – боевые гусеничные машины, получившие название танков. Российские изобретатели пытались опротестовать то, что первенство в их изобретении принадлежит Англии, но успеха это не имело, военное ведомство тоже молчал. В России танковая история надолго заглохла.
Расстрелян за шпионаж
Дальше случилась Октябрьская революция. Предприниматель Пороховщиков добровольно национализировал свои предприятия и вступил в РККА летчиком. Конструкторскую деятельность он не забросил, но больше никогда не возвращался к разработке наземных бронемашин. Из его КБ вышли несколько учебных бипланов, было множество предложенных проектов самолетов.
Один из самолетов Пороховщикова П-VI бис, 1920 год. Фото: wikimedia.org
Во время репрессий Пороховщиков был арестован и сослан в СЛОН – соловецкий концлагерь. Там ему пришлось разрабатывать гидросооружения для Беломорканала. Потом последовал новый арест, а 28 июля 1940 года – после обвинения в шпионаже его расстреляли.
А «Вездеход» Пороховщикова хоть и не был принят на вооружение, но стал прототипом последующих боевых машин. Отдельные его механизмы и разработки используются в некоторых танках и до нашего времени.