- Сколько в стране студентов
- Как поступают и на кого учатся
- Сколько человек учится за счет бюджета
- Сколько россиян имеют дипломы вузов
- А стало ли образованных больше
- После ВПН-2010
- Сколько студентов в мире и в России
- Самые грамотные нации в мире
- Статистика по качеству обучения
- На дне знаний
- Школьники – не приоритет?
- Где больше всего бюджетных мест
- Какие льготы получат победители олимпиад
- Кто поступает по специальной квоте
- Как поиск одаренных детей превращается в проблему
Карина, я согласен, что приобретение знаний зависит в первую очередь от самого ученика. Однако учителя не всегда готовы сказать: «Я преподаю это 40 лет и не хочу знать, что произошло в мире за это время». В противном случае проще прочитать книгу, чем связаться с таким человеком.
Сколько в стране студентов
Согласно последним данным Российского технического университета (МИРЭА), в 2020 году в России в высших учебных заведениях будут обучаться четыре миллиона человек. В то же время количество студентов уменьшается с каждым годом. За последние 15 лет их число сократилось на 59% — с 7 миллионов в 2006 году до 4 миллионов в 2020 году.
Обучение в цифрах, HSEPDF, 2,3 МБ
В целом, по данным факультета экономики, на 1000 россиян в возрасте 25-64 лет приходится 304 человека с высшим образованием. Это всего 25 миллионов человек.
Большинство студентов учатся в Москве. Здесь 722 000 человек имеют высшее образование. На втором месте Санкт-Петербург: 310 000. Татарстан — третий по популярности регион для получения высшего образования: 142 000 студентов.
С точки зрения соответствующих значений, Севастополь является самым богатым по количеству студентов: 79 студентов на 1 000 человек. Москва и Санкт-Петербург делят второе место с показателем 58 студентов на 1 000 жителей.
Крупнейшим учебным заведением страны является Московский государственный университет имени Ломоносова, в котором обучается 38 000 человек. На втором месте находится Казанский федеральный университет (Приволжский округ) с 36 000 студентов. На третьем месте — Уральский федеральный университет имени Бориса Гершина: 35 000.
Как поступают и на кого учатся
Столичные университеты являются самыми сложными для внедрения, хотя в Москве проживает наибольшее количество студентов. По данным Высшей школы экономики, самым сложным для поступления вузом является Московский физико-технический институт: средний балл единого государственного экзамена для абитуриентов 2020 года составляет 97,6. Другими высококонкурентными вузами являются МГИМО, ВШЭ, МИФИ и ИТМО, средний балл в которых находится в диапазоне 92-96. Для сравнения, средний балл ЕГЭ россиян, поступающих в высшие учебные заведения страны, составляет 60.
Министерство образования группирует все специальности в академической сфере. В инженерных, технологических и технических науках обучается наибольшее количество студентов — 1,3 миллиона, или одна треть всех российских студентов. Ниже перечислены общественные науки. Право, социология, история и философия: 1,1 млн. студентов обучаются в этой области. На третьем месте — медицинская наука: 477 000.
Что касается этих специальностей, то, по данным Министерства образования и науки, наиболее популярной является юриспруденция. В общей сложности 362 000 человек изучают право. Экономика» занимает второе место с 270 000. В третьем по популярности секторе обучается 178 000 студентов.
Сколько человек учится за счет бюджета
По данным мониторинга Mirea, почти половина всех российских студентов (1,9 млн.) обучается на государственном финансировании. Благодаря олимпиадам около 1% из них поступили в университет вне конкурса. Наиболее популярным университетом для таких кандидатов является Высшая школа экономики. Таким образом, в 2020 году насчитывалось 485 студентов-олимпийцев. Для сравнения, в МГУ вне конкурса были приняты 309 человек, в МФТИ — 163, в СПбГУ — 156.
В то же время, большинство финансируемых государством должностей — это врачи-специалисты. Таким образом, из 500 000 абитуриентов, поступивших в университет в 2020 году, 27,9 000 были студентами-медиками. На втором месте — информатика и компьютерная инженерия — 26 000. Подготовка учителей занимает третье место с 24 500 кандидатами. Для сравнения, на программы гуманитарных наук в области культурологии, теории искусства и факультета издательского дела в 2020 году на программы, финансируемые государством, было принято всего 98-314 студентов.
По словам Ярослава Кузьминова, бывшего ректора экономического факультета, у государства мало бюджетных квот для популярных и востребованных отраслей. В результате конкуренция высока, и поступление даже на платные программы затруднено. Например, в 2020 году только 541 студент был зачислен на программу «Восточноафриканские исследования». Есть некоторые специальности, где набор на платной основе в три-четыре раза превышает набор на бюджетной основе. К ним относятся право и экономика. Здесь, как правило, разница между платными и финансируемыми государством студентами составляет 15-20 процентных пунктов в их использовании.
В этом году абитуриенты с результатами ЕГЭ с 2018 по 2022 год могут подавать документы на высшее образование — это касается всех. Минимальный балл для поступления определяется законодательством Министерства образования и научных исследований.
Сколько россиян имеют дипломы вузов
Официальные данные об уровне образования наших сограждан мы получаем только из переписи населения.
В справочных целях. Последний раз ENA проводился в 2010 году и охватывал всех людей, проживающих в Российской Федерации. В 2015 году Росстат провел социально-демографическое обследование, так называемую микроперепись населения. Из 146,5 миллионов граждан страны в акции приняли участие 3 000 000 человек — 2 миллиона человек в возрасте от 6 лет и старше. Один миллион 999 000 человек указали уровень своего образования.
Это означает, что точное число людей с высшим образованием можно определить только в 2010 году: их было 27 млн. 540,7 млн. человек. Это 23,4% от всех, кто указал свое образование. Из них 11 миллионов 566,1 тысяч (21,7%) — мужчины и 15 миллионов 974,6 тысяч (24,8%) — женщины.
А стало ли образованных больше
Анализ официальных статистических показателей ясно показывает увеличение числа граждан, окончивших институты и университеты, сначала в РСФСР, а затем в Российской Федерации. В период между переписями 1959 и 2010 годов наблюдался 12-кратный рост. Даже после последней переписи населения СССР в 1989 году, за несколько лет до распада страны, высшее образование закончили вдвое больше россиян.
Рисунок 1.Изменение численности лиц с высшим образованием в Российской Федерации и РСФСР, тыс. человек Источник: Центральное статистическое управление СССР, Ростат.
В 1959 году число мужчин и женщин, окончивших институты и университеты, было почти одинаковым (128 500 и 137 400 на один миллион и один миллион соответственно), но к 2010 году это число увеличилось в десять и четырнадцать раз. Выпускников-женщин было на 38% больше.
ПРИМЕЧАНИЯ До 1959 года BEP предоставлял данные только по уровню грамотности, который не различался по типам учебных заведений. Доля людей без образования была очень высокой.
После ВПН-2010
В более поздние периоды можно обрабатывать только релевантные данные. Последний анализ является выборочным, и в 2020 году в России будет проведена новая перепись населения.
Таблица 1.Число на 1 000 человек с заявленным уровнем образования — высшее образование (включая аспирантуру)
Население | ВПН-2010 | МПН-2015 |
Всего, чел. | 234 | 231 |
мужчины | 217 | 206 |
женщины | 248 | 252 |
На основе материалов исследования был рассчитан процент взрослых разных возрастных групп, имеющих соответствующие дипломы. В 2010 году в России 25,2% людей в возрасте 20 лет и старше имели высшее образование. Доля молодых людей в возрасте 20-34 лет составляет 30,1% граждан этой возрастной группы.
Микрограмма выборки 2015 года показала, что 27,7% россиян с высоким уровнем в возрасте 20 лет и 36,8% россиян в возрасте 20-34 лет.
Таблица 2.Доля граждан России с высшим образованием в населении каждой возрастной группы, %.
Возраст | ВПН-2010 | МПН-2015 |
Все лица старше 20 лет | 25,2 | 27,7 |
20–34 | 30,1 | 36,8 |
из них 25–34 | 35,9 | 41,0 |
35–54 | 26,4 | 30,4 |
55–69 | 22,1 | 21,2 |
70 и более | 14,1 | 14,0 |
Источник: РОССТАТ, расчеты авторов.
По данным выборочного обследования рабочей силы, в сентябре 2019 года из 72 млн 207 тыс. человек, имеющих работу, 24 млн 583 тыс. являются специалистами с высшим образованием. Среди них 10 миллионов 908 000 мужчин и 13 миллионов 675 000 женщин.
‘В России много людей с высшим образованием, но очень мало специалистов’.
Дмитрий Ливанов, глава Министерства образования и науки к 2016 году. Источник: тасс.
За рубежом к ним относятся университеты. Министерство образования распорядилось, чтобы студенты, специалисты и аспиранты выполняли исследовательскую работу, а затем получали диплом или ученую степень.
Сколько студентов в мире и в России
Общая доля людей с высшим образованием в мире составляет около 35%. В России этот показатель самый высокий — 54%. В Канаде ситуация аналогичная, но качество высших учебных заведений выше, поскольку канадские дипломы о высшем образовании признаются во всем мире.
Более низкие показатели для университетских дипломов существуют в Италии и Китае. Люди идут в университеты, потому что в этих странах не так много университетов. В Китае самое низкое в мире соотношение 10% населения и дипломов.
Канада, Россия и Израиль также лидируют по количеству гендерных различий в высшем образовании.
Печальным фактом является то, что очень мало экспертов работают за рубежом из-за очень высокого уровня высшего образования в России, и очень мало экспертов получили награды за свои научные открытия. Это говорит о том, что качественные знания могут получить до 30 высших учебных заведений страны.
Самые грамотные нации в мире
Япония, Нидерланды, Финляндия и Швеция считаются самыми грамотными. В области гуманитарных наук Австралия занимает первое место, в то время как Бельгия предлагает больше знаний в области математики.
Парадокс заключается в том, что самые дорогие в плане образования страны — США и Великобритания — имеют самые низкие показатели по математике и языковым навыкам.
Немцы и французы также не могут похвастаться отличным знанием математики, но их технические вузы занимают хорошие позиции в мировой статистике, а плата за обучение не так высока.
Статистика по качеству обучения
Качество высшего образования в разных странах мира различно. Об этом свидетельствует статистика по университетам, выпускники которых работают в других странах, не подтверждая свои дипломы. К сожалению, Россия не входит в число стран-лидеров по экспорту лучших специалистов, хотя в ней самый высокий процент дипломов о высшем образовании.
Канада и США кажутся лучшими. Отчасти это объясняется тем, что университеты принимают талантливых студентов со всего мира. Таким образом, им удается поддерживать высокий рейтинг и высокое качество на мировом рынке.
В Европе Австрия занимает первое место по качеству образования. Восемь из 34 университетов входят в число 100 лучших учебных заведений мира.
Лучшее высшее образование в мире дают такие страны, как Финляндия, Норвегия, Исландия, Австрия, Канада, Дания и Швеция.
Общим для всех этих стран является высокая заработная плата учителей, начиная с самых низких уровней, таких как детские сады и школы, и заканчивая университетами.
Высшее образование выбирается по различным параметрам, и большинство выпускников становятся выдающимися профессионалами.
Кембриджский университет в Великобритании выдвинул больше лауреатов Нобелевской премии, чем любой другой университет в истории.
Выпускники гуманитарных и сельскохозяйственных вузов имеют наихудшие показатели в плане поиска работы. Безработица среди них достигает 12-13%. Далее следуют выпускники математических и инженерных специальностей — 10-11%.
На дне знаний
По всей России учебный год начали 16 миллионов школьников, 1 миллион учителей и 7 миллионов студентов. Получат ли россияне в этом году больше образования, чем в прошлом? Это не так, судя по статистическому сборнику «Образование в цифрах: 2019», опубликованному этим летом Институтом статистических исследований и экономических знаний НИУ ВШЭ.
Финансирование образования в России составляет умеренную долю ВВП по сравнению с большинством развитых стран (речь идет не об абсолютных цифрах, а именно о той доле совокупного дохода, которую государство готово инвестировать в образование). За последнее десятилетие финансирование образования не увеличивалось, и все меньше и меньше денег вкладывается в школьное образование. Мы по-прежнему очень образованная страна, в основном потому, что высшее образование распространилось среди людей старшего возраста, а доля людей с университетским образованием среди молодежи во многих развитых странах уже намного выше.
Количество школ, работавших в России в 2018/19 году
Школьники – не приоритет?
Государственные расходы на образование в расчете на одного учащегося в России
(млрд. руб. в фиксированных ценах 2017 года)
Количество детей, посещающих школу в течение 2018/19 учебного года
Статистика образования в Украине показывает увеличение количества людей, обучающихся на высшем уровне. За последние 10 лет число студентов университетов увеличилось на 2 миллиона человек. Сегодня на каждую 1 000 человек приходится 200 студентов.
Где больше всего бюджетных мест
Университеты увеличили количество финансируемых государством мест для новых абитуриентов в 2022 году.
‘В этом году более 64% наших выпускников смогут поступить на финансируемые государством места. Для них зарезервировано 588 044 места. И 73% из них будут предложены президентом в региональных университетах», — сказал он. Министр Дмитрий Чернышенко.
Он также сообщил, что большее количество финансируемых государством должностей выделяется на следующее.
— инженерное дело — 245 тысяч позиций; — педагогика — 75 тысяч; — социальное — 68 тысяч; — медицина — 54,7 тысяч.
Какие льготы получат победители олимпиад
Победители и призеры могут использовать свое преимущество только один раз в 2022 году — они могут побороться за места на бюджете, выбрав диплом из всех имеющихся.
Olympic предлагает высшим учебным заведениям три вида льгот при поступлении. Это поступление без вступительных экзаменов, 100 баллов для использования на основном курсе и максимальный балл на дополнительном вступительном экзамене.
Победитель или победители всероссийской олимпиады или олимпиады со списком студентов могут рассчитывать на льготы — Министерство образования и науки утверждает ежегодный список олимпиад, на которых абитуриенты могут получить льготы. В 2022 году в этот список войдут 86 Олимпийских игр.
Если олимпиады и соревнования не входят в список, им можно дать небольшие преимущества — от 1 до 10 дополнительных баллов.
Значки ГТО, удостоверения отличников и волонтеров также вручаются за победу или призовые места на первых трех этапах Всероссийской олимпиады и за успех в квалификационных раундах вышеупомянутых Олимпийских игр.
Кто поступает по специальной квоте
Дети участников спецопераций будут приниматься в российские вузы по специальной квоте — им будет предоставлено 10% от общего количества бюджетных мест в каждом вузе. Согласно распоряжению президента Владимира Путина, дети раненых и погибших будут приниматься в университет без вступительных экзаменов.
Комсомольская правда» сообщила, что выпускники Донбасса смогут поступать в российские вузы по специальным квотам. Им будет выделена статья бюджета:.
- Российский университет дружбы народов;
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
- Воронежский государственный технический университет;
- Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского;
- Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова;
- Северо-Кавказский федеральный университет;
- Донской государственный технический университет;
- Южный федеральный университет;
- Ростовский государственный экономический университет;
- Волгоградский государственный технический университет;
- Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского;
- Севастопольский национальный технический университет.
Из конкурса с минимальным успехом в 2022 году выйдут дети, оставшиеся без попечения родителей (право на льготу до 23 лет), дети-инвалиды I и II групп, участники боевых действий и военнослужащие в отставке, уточняет администрация, сообщает «Вечерняя Москва».
Уровень и качество подготовки молодых специалистов настолько высоки, что остается только надеяться, что российские вузы будут выпускать профессионалов, не нуждающихся в переподготовке.
Как поиск одаренных детей превращается в проблему
Что известно? Наше образование — это парадокс. Существует предполагаемая нехватка работников, но на самом деле их переизбыток. Это не первый случай борьбы против «неправильных» приоритетов при зачислении в университеты. Их направляют, насколько это возможно, на технические специальности, но большинство выпускников-инженеров остаются без работы, и спрос есть на гуманитарные науки. Школьники перегружены работой и задыхаются, но они оказываются без работы. Просто не создана система дополнительного профессионального образования, которая никуда не годится в век инноваций. В результате «лучшее» образование никогда не является лучшим, а «общее образование» почти полностью недообразовано.
И, наконец, последний вывод экспертов: наша экономика не использует даже те возможности, которые предоставляет национальная система образования. Но это не является проблемой для школ и университетов …