Утопия и антиутопия: в чём разница. Что такое антиутопия в литературе

Что такое антиутопия в литературе - Утопия и антиутопия: в чём сходство Список лучших и наиболее известных книг-утопий Инкарцерон Что такое антиутопия — определение Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий

Основной толчок антиутопическому движению дал Джонатан Свифт, опубликовавший в 1726 году «Путешествия Гальбара». У многих людей его истории могут ассоциироваться со старыми добрыми диснеевскими сказками и лилипутами, но сказки Гальвера гораздо мрачнее, чем можно подумать.

Антиутопия — что это такое?

Антиутопии очень популярны среди читателей. Само слово «антиутопия» или «антиутопический» настолько привлекательнее, чем кажется, и его иностранное происхождение, что молодые люди, в особенности, с осторожностью читают произведения, происходящие в этом жанре. В следующей статье вы сможете прочитать историю этого слова и узнать, что это такое — антиутопия.

Анти-Отопия — это литературное произведение, в котором описывается сценарий ужасов из будущего. Греческое слово «утопия» означает «то, чего не может быть», но приставка «анти-» здесь относится к тому, что в будущем возможно все, включая утопии, которые сегодня являются лишь кошмаром. Было установлено, что антиутопии являются «настоящими кошмарами».

Самым ярким примером антиутопии является роман Джорджа Оруэлла «1984». Некоторые из его феноменов были реализованы и продолжают реализовываться в тоталитарных обществах сегодня. Образ брата, который видит всех и вся, иногда не теряет своей значимости в век глобализации и Интернета.

Что такое дистопия

Дистопия — это почти синоним антиутопии, хотя некоторые исследователи разделяют эти два понятия.

Например, некоторые считают, что антиутопия ближе к реалистической сатире, которая всегда имеет положительные принципы, в то время как антиутопия склоняется к «черной фантастике» (с отрицательными принципами). Хотя существуют и другие, часто противоречивые толкования.

В целом, не будет большой ошибкой рассматривать эти два термина как синонимы. Термин «антижилье» лучше всего прижился в русском языке.

Первые антиутопии

Антиутопия возникла как отдельный литературный жанр довольно поздно.

В 1952 году американский политолог и профессор философии Гленн Роберт Негли и профессор английской литературы Джон Макс Патрик отредактировали антологию «Дистопия».

В русском языке более распространен термин антиманекен. Как правило, это синонимы.

В советской литературной критике такие произведения назывались «романами-предупреждениями», а все самые выдающиеся «предупреждения» XX века были строго запрещены в СССР.

Конечно, попытки написать антиутопию предпринимались задолго до начала 20-го века.

Первой антиутопией иногда называют «Левиафан» английского философа Томаса Гоббса, написанный в 1651 году.

В ней автор утверждает, что базовая человеческая природа — жадность, склонность к насилию, эгоизм — может быть ограничена только мощным авторитарным государством-монстром, таким как библейский Левиафан.

Книга настолько шокировала публику, что когда спустя два столетия она была опубликована в нашей стране, ее запретили и сожгли в Великобритании и России. Но это не антиутопия в обычном смысле этого слова. Это объясняется тем, что Томас Гоббс не рассматривал такую порочную систему. Напротив, это его уникальный утопический план развития общества.

Пока люди живут без общей силы, которая держит их всех в страхе, они находятся в состоянии того, что называется войной, особенно войной против всех».

‘Левиафан, или история, — материя, форма или сила политического государства’.

Одна из первых антишапок также называется «История острова Рапта» в третьей книге Джонатана Свифта «Похождения Гульвера», опубликованной в 1727 году. Это почти технократическая антиутопия для острова полностью разобщенных ученых.

Мы можем перечислить антиутопические элементы в различных произведениях: в «500 миллионах бегунов» Верна (1879), в романе Уэллса и Джека Лондона, в «Замятине» Евгения, главном романе, в котором мы полностью появились.

Отличительные черты жанра антиутопии

Несмотря на разнообразие проблем и форм антиутопических произведений, все они имеют некоторые общие черты.

  • Описываемое общество невозможно назвать идеальным. Читателю понятно, что жизнь героев невыносима, даже если они этого пока не осознают.
  • В антиутопии показан результат реализации утопических идей, и этот результат страшен, действие обычно разворачивается в отдаленном будущем.
  • Антиутописты в своих произведениях используют гротеск, парадоксы, сатиру, т.к. их цель – довести утопические идеи до абсурда.
  • В основе сюжета лежит конфликт личности с социумом, как только появляется индивидуальность и сомнения, утопический морок начинает разрушаться.
  • Предпосылками антиутопического общественного строя выступают или жажда власти и жадность, или прекраснодушное желание насильно затащить людей в новый прекрасный мир.
  • Тотальный контроль над людьми вследствие полного к ним недоверия, изощренные методы пропаганды парализуют навыки мышления.
  • Во многом антиутопия – это жанр политической сатиры.

Антидемпинг всегда поднимает вопрос о свободе.

Она направлена на установление полного контроля и была своевременной в 1920-е годы, когда Замятин развивал утопический жанр во многом так же, как и сегодня.

Трудно представить современную литературу без антиутопических идей. В центре внимания постмодернизма — признание того, что антиутопическое общество — это уже состоявшееся событие, реальность, в которой мы существуем. С этим трудно не согласиться.

Вновь перечитывая великие антиутопические романы XX века, я поражаюсь тому, насколько эти фантастические романы отражают нашу реальность.

В тюрьме Алекс соглашается на эксперимент по «промыванию мозгов», когда у человека забирают способность причинять зло и через несколько лет бывший убийца выходит на улицы своего города. И теперь он, испытывающий патологическую ненависть к насилию, становится жертвой своих вчерашних жертв, которые стремятся любым способом отомстить подростку.

451′ по Фаренгейту

Вы больше не можете читать книги! Все печатные версии должны быть немедленно уничтожены. Ищите другие формы развлечений, например, интерактивное телевидение. А на всех, кто не согласен с этим правилом, будут охотиться электрические собаки».

Добро пожаловать в мир, где у людей больше нет имен — их заменили цифры и буквы. Здесь людям не позволено чувствовать что-либо, поскольку государство стремится уничтожить то, что осталось от человечества. Но он не может сделать это до конца, поэтому иногда между людьми зарождается даже дружба и любовь. Она должна быть скрыта.

О дивный новый мир

В альтернативном мире этого романа люди обычно не интересуются проблемами. Они счастливы — ходят на любимую работу, поклоняются великому изобретателю Форду. И даже проблема размножения уже не стоит так остро — все развиваются в пробирке. Общество стандартизировано в Альфа, Бета, Гамма, Дельта и Эпсилон. Но не все хотят мириться с интеграцией.

Рассказ служанки

Республика Гилеад не принимает чужаков. Здесь все течет по своим законам — мужчины работают и содержат семью, а женщины просто продолжают род и ведут хозяйство. В одной из семей служанка должна произвести на свет главного наследника вместо бесплодной жены. Однако девушка не соглашается быть расходным материалом.

Утопия — это литературный жанр, противоположный антиутопии. Обычно авторы-утописты описывают идеальный, гармоничный мир, где люди счастливы, занимаются полезным и любимым делом, общество процветает и нет несправедливости или неравенства.

Когда авторы хотели передать свое видение идеального мира и идеального общественного устройства, они обращались к своего рода утопии.

Как появился жанр

Впервые этот термин появился в названии золотой книги философа Томаса Мора «За лучшую организацию государств и новые утопические острова». В нем автор описал свое идеальное общество. Все равны, носят одинаковую одежду и живут по строгой программе.

Если покопаться в этимологии, то слово «утопия» можно понять как «блаженное место, которого нет».

Самые известные утопии

Писатели обращаются к этому жанру гораздо реже, чем к антиутопиям. Среди наиболее известных — роман Герберта Уэллса «Люди как боги» и «Утопическая башня» Мака Рейнольдса. Среди отечественных авторов утопию описывают братья Стругацкие из «Полдня» XXII века и Иван Евремов из «Туманности Андромеды». Их романы отличались своим видением идеального советского империалистического будущего.

Пока люди живут без общей силы, которая заставляет всех людей бояться, они находятся в состоянии, называемом войной, в состоянии войны всех против всех». Томас Гоббс.

Самый темный городАнтиутопия в классической литературе — кто был первым

Одной из первых литературных антиутопий можно считать «Левиафан» английского философа Томаса Гоббса, опубликованный в 1651 году. Данная работа посвящена вопросу о государстве. Левиафан — это имя библейского чудовища, силы природы, которая не уважает человека и его достоинство. Автор использует образ Левиафана, чтобы описать могущественное государство, угнетающее своих граждан. Томас Гоббс считает абсолютную власть единственно возможным способом обеспечения мира и порядка. Иначе государство может быть захвачено бунтующими монстрами.

Жанр антиутопии четко прослеживается в сатирических произведениях Свифта, Вольтера, Батлера, Честертона и Салтыковшедрина. Однако настоящая антиутопия возникла в начале 20-го века. События, происходившие в то время, глобализация и возникновение утопических движений и режимов, таких как советский коммунизм и немецкий нацизм, заставили писателей обратиться к своего рода антиутопии.

История термина

За десятилетия до появления термина «антиутопия» греческое понятие «зло», означающее «плохой» или «дурной», использовалось в схожем смысле. Впервые этот термин был использован британским философом Джереми Бентамом в 1818 году, но позже был заменен термином «антиутопия».

Термин «антиутопия» как название литературного жанра был введен в книге «В поисках утопии» (InSearchofUtopia) Глена Негли и Макса Патрика. Название «антиутопия» появилось в противовес термину «утопия», введенному Томасом Мором. В своей «Утопии», написанной в 1516 году, он описал государство с абсолютно идеальной системой.

ДобротаПервый антиутопист России

В России в конце XVIII века писатель Михаил Матвеевич Керасков стал создателем антиутопии с современными чертами и формами. В своем романе «Кадмус и гармония» мудрый Гитанос объясняет, как государство, основанное на утопических идеях, может эволюционировать в оппозицию.

Интересную и яркую черту антиутопии можно также увидеть во вставленной Федором Достоевским притче из «Великого экзаменатора» в романе «Братья Карамазовы». Мысли, идеи и художественные образы, выраженные в этом произведении, предвосхищают знаменитые антиутопии 20-го века.

В Советской России можно выделить ряд антиисторических писателей. Среди них — Михаил Булгаков с его произведениями «Собачье сердце» и «Роковое яйцо». Это Юбени Замятин и его роман «Мы», написанный в 1920 году. В ней описывается общество, в котором люди полностью подчинены системе, превращены в своего рода «шестеренки», даже имена людей становятся цифрами. Это Михаил Козырев с «Ленинградом» и Андрей Платонов с «Шевенгуром» и «Котрованом».

Уолтер Тевис, классик американской литературы XX века, практически неизвестен российскому читателю, но многие знают о не менее классическом фильме, снятом по его произведению.

Первые антиутопии (дистопии)

Антиутопия возникла как отдельный литературный жанр довольно поздно.

В 1952 году американский политолог и профессор философии Гленн Роберт Негли и профессор английской литературы Джон Макс Патрик составили антологию утопических литературных произведений в поисках утопии: антологию воображаемых обществ, то есть тех, которые уничтожают утопию и ее противоположность.

В русском языке более распространен термин антиманекен. Как правило, это синонимы.

В советской литературной критике такие произведения назывались «романами-предупреждениями», но все самые выдающиеся «предупреждения» 20-го века были строго запрещены в Советском Союзе.

Конечно, попытки написать антиутопию предпринимались задолго до начала 20-го века.

Первой антиутопией иногда называют «Левиафан» английского философа Томаса Гоббса, написанный в 1651 году.

В ней автор утверждает, что базовая человеческая природа — жадность, склонность к насилию, эгоизм — может быть ограничена только мощным авторитарным государством-монстром, таким как библейский Левиафан.

Книга настолько шокировала публику, что когда спустя два столетия она была опубликована в нашей стране, ее запретили и сожгли в Великобритании и России. Но это не антиутопия в обычном смысле этого слова. Это объясняется тем, что Томас Гоббс не рассматривал такую порочную систему. Напротив, это его уникальный утопический план развития общества.

Пока люди живут без общей силы, которая заставляет всех людей бояться, они находятся в состоянии, называемом войной, в состоянии войны всех против всех». Томас Гоббс.

‘Левиафан, или история, материя, форма и сила политического государства’.

Историю о летающем острове Рапта в третьей книге Джонатана Свифта «Путешествие Гиливера», опубликованной в 1727 году, также называют одной из первых антиутопий. Это почти технократическая антиутопия для острова ученых, полностью оторванная от реальной жизни.

Вознесение.

Мы можем перечислить антиутопические элементы в различных произведениях: в «500 миллионах бегунов» Верна (1879), в романе Уэллса и Джека Лондона, в «Замятине» Евгения, главном романе, в котором мы полностью появились.

Бум антиутопий в XX веке

Все самые мощные антиутопические произведения мира появились в 20 веке, после Первой мировой войны, после того, как люди испытали весь ужас оружия массового поражения, после Октябрьской революции, после великого эксперимента по созданию утопического коммунистического общества. Этот опыт происходил в реальных странах, с реальными людьми, в реальном времени.

Первым, кто попытался разобраться в происходящем, был идейный социалист Евгений Замятин.

Евгений Замятин.

Замятин написал свой всемирно известный роман в 1920 году, первое издание которого увидело свет в английской пропаганде США в 1924 году.

Знаменитая антигипотеза Хаксли «О, дивный новый мир» и «1984» Оруэлла являются продолжением темы абсолютного контроля над человеком и власти ради власти, начатой советскими писателями. Между тем, США не печатались в СССР на своем языке до 1988 года.

Они переносят читателя в далекое будущее, но антиутопия XX века объясняет настоящее, период, в котором жили писатели. Это попытка понять эту реальность, уходя от нее. Это единственный способ понять, что происходит в обществе и с людьми, которые в нем живут.

В работе Замятина люди — это шестеренки системы с инвентарными номерами вместо имен, а общество — это среднее число. У Оруэлла мы имеем общество абсолютной лжи и фальсификаций. Бог Форд в красном углу.

Все антиутопии чувствовали, что люди сползают в бездну, и пытались найти способ остановить это падение.

Все животные равны, но некоторые из них равнее других». Джордж Оруэлл, «Ферма животных».

Знаменитые антиутопии Замятина, Платонова, Хаксли, Оруэлла и Брэдбери преодолели все когда-либо написанные утопии, но они вышли из них.

Жанр не потерял своего места и в 21 веке. Многие произведения современных авторов имеют антиутопические черты.

Антиутопия породила отдельные виды, популярные в современной фантастической литературе, а также в апокалиптике и киберпанке.

Оцените статью
The Elder Scrolls Online